Дело старца живет
Михайловская обитель появилась в поселке Победа в конце 90-х годов. В центре ее духовной жизни - почитание личности почившего в 2005 году «схиигумена Алексия», в миру – Михаила Шумилина, уроженца Лунинского района Пензенской области. При жизни он, инвалид с рождения, почитавшийся многими как «прозорливый старец», часто посещал православные храмы. В последние же годы его последователи совершенно размежевались с канонической церковью.
Община «старца» много лет действовала под неизвестной юрисдикцией, не имея государственной регистрации.
В апреле этого года на территории обители по решению суда, как незаконно построенные, были снесены два молельных дома, один жилой и колокольня. Но михайловцы разъезжаться по домам не торопились. Да и ехать многим, возможно, уже некуда. Отправляясь в такие места, многие продают недвижимость, а вырученные деньги вносят в фонд своих благодетелей. Конечно, было предположение, что когда-нибудь здесь начнется новое строительство. Но не так быстро.
На днях к обители подъехал «КАМАЗ», груженный кирпичами. По словам жителей поселка, стройка идет полным ходом.
«Паломников здесь уже давно нет, - рассказывает председатель Союза православных женщин Пензенской епархии Людмила Голяева. – Раньше, когда на могилу старца Алексия– она находится на территории православного храма Успения Богородицы – приезжали верующие, к ним подходили «михайловцы», и приглашали пройти к ним, в «дом старца». В Михайловской обители просили заказать требы, назначали послушание – работу на благо общины. Женщины, которые сейчас живут на территории обители, называют себя инокинями. А вот отца Гавриила и отца Рафаила после снесения строений не видно».
По словам местных жителей, в зданиях, которые снесли, было обнаружено много церковной утвари и денег. В принципе, это неудивительно. В обитель ехали люди со всей России, и даже - из Германии, Франции, Америки, Канады. По словам тех же самых местных жителей, иногда паломники жаловались, что из их «келий» пропадали личные вещи и деньги.
А осенью прошлого года в окрестностях села нашли мертвого посетителя обители. Уроженец Краснодарского края, отправившийся в «дом старца Алексия», страдал шизофренией и погиб от передозировки лекарства, запустив свое заболевание.
Шило на мыло
Впрочем, сегодня в лапы сектантов можно попасть где угодно. Для этого вовсе не обязательно ехать на другой конец страны. Достаточно в родном городе принять приглашение на посещение бесплатных уроков английского языка, начать переписываться в соцсетях с молодым человеком или попросту заговорив со случайным прохожим, который протягивает вам в подарок книгу.
«В настоящее время на территории Пензы действуют мормоны, сайентологи, свидетели Иеговы, - говорит руководитель миссионерского отдела Пензенской епархии священник Алексий Рой. - У многих подобных объединений есть мощная юридическая поддержка. И как они регистрируются в Министерстве юстиции, остается только догадываться. Возможно, в этих случаях работают какие-то коррупционные схемы. Подчеркну: многие организации спонсируются из-за рубежа, а регистрируются они как благотворительные фонды».
Возможно, многие обращали внимание на объявления: «Центр по лечению и реабилитации наркомании и алкоголизма». Подобные можно часто увидеть на подъездах многоэтажных домов. Далеко не всегда написанное на листовках является правдой.
«Часто в таких «центрах» практикуют гипноз, - продолжает священнослужитель. – Говорят, что это часть лечения. На самом деле, одну зависимость просто меняют на другую. Когда люди попадают в сомнительные организации, из дома начинают пропадать вещи, человек бросает работу, ничем не интересуются. Бывает даже, отрекается родителей. Слышал я и такую историю, когда в одной якобы благотворительной организации девушку держали в страхе. Ее запугали, заставили взять кредит. Она даже боялась обращаться в правоохранительные органы».
По словам Алексея Роя, сектанты делают ставки на образовательные учреждения, военные сословия. Адептов вербуют именно там. Также в группе риска – женщины предпенсионного и пенсионного возрастов. Объясняется это просто – люди в таком возрасте ищут общения. Когда человека окружают вниманием – это льстит, усыпляет бдительность».
На законных основаниях
«Все религиозные сообщества ломают психику человека, и он уже не может социально адаптироваться. Ему приходится учиться жить заново, - продолжает Алексей Рой. - У каждого объединения свои принципы работы. Так, в некоторых сектах исправно платят десятину от общего дохода семьи. Неважно, бедный ты или богатый. В другой - практикуют курительные смеси. Считается, что галлюциногены помогают связываться с потусторонним миром. Но больше всего опасений вызывают течения, связанные с какой-либо философией. Они не так безопасны, как кажется. Хочу предостеречь всех – не доверяйте сектам, это абсолютное зло, от которого вас никто не спасет».
По мнению Алексея Роя, в Пензе пора создавать координационный совет из медицинских работников, религиоведов, юристов. Он мог бы отслеживать появление сект, у которых одна цель – с помощью манипулирования сознанием отбирать у своих жертв имущество, добиваться, чтобы человек порвал все отношения с близкими людьми.
У миссионерского отдела даже возникла идея организовать на базе прихода храма Серафима Саровского реабилитационный центр для пострадавших от сект. Там нужны будут специалисты – психотерапевты, психологи, юристы.
Настоятель храма говорит, что его поражает закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем говорится, что несовершеннолетний не может быть вовлечен в секту без согласия родителей. То есть, если родители – сектанты, то и ребенку на этих собраниях можно бывать! Может быть, нашим законотворцам пора уже задуматься о том, как обезопасить россиян от действия деструктивных сект и как сохранить духовное здоровье нации?
Заведующий психотерапевтическим отделением дневного стационара №3 Пензенской областной психиатрической больницы имени Евграфова Алексей Кукушкин говорит, что чаще всего в секты попадают люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации: «Одиночество, стрессы, неприятности в семье и на работе, потеря близких – все это заставляет человека особенно остро нуждаться в поддержке, помощи. И как раз в этот момент на его пути может встретиться организация или группа людей, которая примет его таким, какой он есть, вместе со всеми его несчастьями и переживаниями. Только забота эта будет основана на двух вещах: отлаженной манипулятивной системе и желании обогатиться за чужой счет. Человека будут втягивать все глубже, навязывать ему свои убеждения. Как правило, людей из такой зависимости вытягивать очень сложно. Особенно если жизни в секте со всеми ее правилами, общением и философией нечего противопоставить. Поэтому в группу риска входят одинокие люди старше сорока лет – это как раз тот возраст, когда происходит переоценка ценностей, и человек начинает искать новые смыслы жизни».