На общественный транспорт пензенцы ругаются давно и бесперебойно. В последнее время жаловаться становится не на что: число маршрутных такси на некоторых линиях сильно сократилось. Поездки ранним утром или поздним вечером становятся похожи на настоящий квест.
В город начали поступать новые троллейбусы, анонсированы новые маршруты. Поможет ли это? Почему старого не хватает, а новым недовольны?
Ни доехать, ни уехать
Согласно данным ЦУР по Пензенской области, в 2023 году по каналам обратной связи поступило 1 219 сообщений по теме «Общественный транспорт». Чаще всего они были связаны с графиком движения, количеством автобусов и добавлением новых маршрутов. Причём в последней категории количество сообщений с 2021 года увеличилось почти в два раза.
Немало сообщений и в социальных сетях. Под постами регионального минтранса, ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» пензенцы жалуются на то, что некоторых маршруток стало значительно меньше, дождаться их ни рано утром, ни поздно вечером не представляется возможным. А также недовольны тем, что есть немало адресов, откуда на общественном транспорте нельзя уехать никак. Больше всего горожане критикуют маршрутки №77, 2А, 68, 5К, 9М, 93. Насчёт последней вопрос стоит особенно остро, ведь ею часто пользуются учащиеся вузов.
«От университета садятся студенты, и маршрутка уже больше не останавливается на следующих остановках. Ни 99, ни 93», – возмущается жительница Пензы Наталья П.
«В настоящее время в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы для обслуживания маршрутов №№ 93, 99, следующих в микрорайон Ахуны, могут быть задействованы только автобусы малого класса (маршрутные такси), для обслуживания данных маршрутов перевозчиками задействован весь имеющийся подвижной состав. В рамках формирования новой маршрутной сети Пензенской городской агломерации рассматривается вопрос о задействовании для обслуживания маршрута №93 автобусов большого класса. Перевод маршрутов на обслуживание автобусами большого класса, предполагает также их перевод на регулируемый тариф и заключение государственного контракта с перевозчиком. ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» заключает государственные контракты при доведении лимитов бюджетных ассигнований», – ответили представители министерства цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области.
Что касается других маршруток, на которые жалуются пензенцы, то здесь вопрос о переводе с малого класса на большой не рассматривается. И повлиять на перевозчиков ведомство не может, так как те обслуживают население по нерегулируемому тарифу.
Именно последнее обстоятельство создаёт немало трудностей. Так, на протяжении нескольких лет УФАС по Пензенской области боролось с перевозчиками, которые в 2021 году подняли цены на проезд. С тех пор прошло два года, цены не опустились, но и не поднялись. Однако выросли цены на бензин и запчасти. Не потому ли маршруток стало меньше? А что делать, если их вскоре не станет совсем?
Нужно больше маршрутов
Жалуются пензенцы и на автобусы. В первую очередь – жители Терновки, Ахун и города Спутника. Они недовольны и числом имеющихся автобусов (в комментариях представители ведомства им отвечают, что количество машин соответствует уровню пассажиропотока) и тем, что по ряду адресов новых маршрутов не предвидится. Однако нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается.
«По Ахунам обращения есть, – признавал министр цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области Сергей Балакин в беседе с ЦУР. – Мы сейчас ведём переговоры с перевозчиками, будем менять малый класс на средний, вполне возможно, даже на большой».
Кроме того, он упомянул, что маршрутная сеть будет в целом трансформироваться. Обсуждается возможность пустить транспорт по новой развязке на ул. 40 лет Октября и добавить маршрут по Окружной. С 23 октября начал ходить троллейбус по маршруту №105 – самому длинному в Пензе, он соединил Засечное с Арбековской заставой. На линии по будням будет ездить 18 машин, а по выходным – 15. Также планируется запустить троллейбусы на ул. Кижеватова – Воронова.
В город, хоть и с большими задержками, поступают троллейбусы, которые регион смог закупить по инфраструктурному кредиту из федерального бюджета. Они стали ответом властей частным перевозчикам. Ни проверки надзорных органов, ни суды не могли заставить владельцев транспортных компаний работать без нареканий.
«В целом, перспективы довольно неплохие. Новый 105-й маршрут – часть транспортной реформы, которая, на мой взгляд, идёт вполне успешно. Для её реализации строятся дороги, на это направляются большие средства. Сейчас в целом в России электротранспорт очень актуален, открываются заводы по производству аккумуляторов, что также позитивно скажется на производстве. Частные перевозчики, работающие сейчас на старых маршрутах, на мой взгляд, постепенно будут уходить. На их смену придут новые, которые смогут охватить большие отрезки пути. Однако это произойдёт нескоро», - считает первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Пензенской области Владимир Паршин.
А вот как долго пензенцам надо ждать, остаётся неизвестным.
Руководитель Управления ФАС по Пензенской области Елена Демидова:
«Когда мы приняли решение о признании нарушений при повышении стоимости проезда, граждане ждали понижения тарифов. Но, с точки зрения антимонопольного законодательства, у нас нет таких полномочий.
Мы выявили, что повышение тарифа со стороны перевозчиков было сделано без каких-либо обоснований. В рамках рассмотрения дела антимонопольным органом истребовались от компаний-перевозчиков письменные доказательства об установлении именно таких цен: для маршруток – 32 рубля, для автобусов – 27. Администрация Пензы выдала им свидетельство о переходе на нерегулируемый тариф сроком на 5 лет. Следовательно, у компаний-перевозчиков имелись основания для установления тарифа самостоятельно. Предполагаю, администрация должна была запросить с них документы, подтверждающие экономическое обоснование данного тарифа (данные о пассажиропотоке, производственных затратах и прочее), но нам ничего предоставлено не было. Никаких пояснений, почему установлены именно такие цены, мы так и не дождались.
Мы выдали предписание об устранении нарушений. То есть от перевозчиков требовалось рассчитать стоимость поездок со ссылкой на нормы закона и документы, подтверждающие обоснованность установления тарифа на оказание услуг по перевозке. Однако это не было сделано.
Я считаю, что на протяжении трёх лет цены на проезд не повышаются, в том числе благодаря нашей работе. Сейчас у нас есть информация о том, что свидетельства, позволяющие работать по нерегулируемому тарифу, сданы в администрацию города.
В настоящее время автобусы осуществляют перевозку пассажиров по регулируемому тарифу. Обоснованность данного тарифа мы не проверяли, так как обращений по этому поводу не поступало. Что касается маршруток, то тех лиц, которых мы привлекали к ответственности, нет на рынке. Новых перевозчиков мы тоже не проверяли.
В целом, учитывая то, как сейчас развивается транспортная реформа, появляются новые автобусы и троллейбусы, возможно, произойдёт так, что маршруток не останется совсем. В других регионах это давно практикуется. Возможно, маршрутные такси и продолжат работать. Но, надеюсь, что впредь оказание транспортных услуг в Пензе будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством».