Транспортная реформа в Пензе идёт с пробуксовкой. Новый проект маршрутной сети раскритиковали, его реализацию отложили, пока не проанализируют все предложения. Из обещанных 90 троллейбусов приехали лишь половина, поставки задерживаются из-за проблем с комплектующими: производители ориентированы на заказы для СВО. А пока новый транспорт не приехал, стал исчезать старый.
И топливо в подарок
В новом проекте маршрутной сети указывалось, что число маршруток должно сильно сократиться. Пензенцы выступили против нововведений. Но микроавтобусы начали пропадать с улиц и без реформы.
«Я полтора часа прождал на морозе, в итоге пришлось заказывать такси», «Вчера мои родители около получаса прождали 33 или 39 маршрутку, чтобы уехать от Горизонта на улицу Пушкина. Не дождались, замёрзли и уехали с пересадками», - это лишь малая часть жалоб от пензенцев в соцсетях. Министерство цифрового развития, транспорта и связи региона дает один и тот же ответ: «Для обслуживания маршрутов автобусов малого класса перевозчиками задействованы все технически исправные транспортные средства».
Куда же тогда деваются маршрутки? А от них избавляются.
Объявления о продаже микроватобусов легко найти в сети. Причем владельцы авто не планируют приобретать другую маршрутку (они не рассматривают возможность обмена), готовы уступить в цене (предлагаются скидки и топливо в подарок). А кто-то даже отдает маршрутку вместе с маршрутом. Когда корреспондент penza.aif.ru под видом покупателя позвонил одному из продавцов, тот сообщил, что уже выручил деньги за машину, но предложил обратиться к своим коллегам, они также ищут покупателя.
«С маршрутом запросто маршрутку продадут, - делился водитель. – Вам лишь надо будет заключить договор с перевозчиком, с которым мы работали до этого. Но я вам не советую сейчас этим заниматься. Раньше работать было выгодно, особенно если маршрут хороший, как у меня был: я в Спутник людей возил. А теперь машину содержать дорого, цены на запчасти выросли, плату за проезд повышать не дают. Да и водителей стало меньше. Как СВО началась, одни в армию ушли, другие на сборы. Людей не хватает, потому что не платят нормально».
Бесполезный проездной
Пензенцы обижаются и на то, что на некоторых маршрутах проездной к оплате не принимают. «Почему на 105-м троллейбусе не действуют льготы, а с недавнего времени ещё и на 7-м? - возмущается жительница Пензы Галина Анатольевна. – Зачем мне тогда проездной, если я не могу им пользоваться?» В региональном минцифры ответили: льготы для 105-го автобуса не предусмотрены, поскольку он, как 149 маршрут и зареченские маршруты, являются межмуниципальными. Что касается 7-го троллейбуса, то в ведомстве утверждают, что проездные на нём всё-таки действуют.
Когда исчезают маршрутки и льготы, автобусов и троллейбусов на всех не хватает. Пензенцы жалуются: всё чаще водители проезжают мимо остановок. Автобусы (особенно по утрам) переполнены. Региональный минтранс и в этом случае обещает штрафовать перевозчиков. Но пока не заметно, что такие угрозы пугают. «Надеемся, что когда приедут все троллейбусы, станет полегче. Ну, хотя бы чуть-чуть», - надеется один из читателей penza.aif.ru в сети.
Политконсультант, директор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский:
«Модернизация общественного транспорта в регионах – федеральный проект, на реализацию которого выделен беспрецедентный объем бюджетных средств. Не секрет, что подавляющее большинство автобусного парка в стране работает за пределами своего нормативного срока использования.
Задача проекта – не просто обновить технику, но и повысить мобильность жителей, улучшить социальное самочувствие населения за счет удобных, быстрых маршрутов общественного транспорта. Без федеральной помощи регионам не обойтись, поэтому созданы и успешно работают различные механизмы, в том числе лизинг с господдержкой, с использованием средств ФНБ, казначейские кредиты.
Реформа проходит не только в крупных агломерациях, типа Санкт-Петербурга, Владивостока, Омска, Перми, Уфы, но и в средних и малых городах, например, Туле, Рязани, Брянске, Курске. Ни в одном городе такие системные изменения не проходят гладко – уж слишком многие игроки, которые десятилетиями врастали в транспортную систему, в них задействованы: перевозчики, чиновники администраций, региональных ведомств, транспортные союзы… Добавьте к этому системные проблемы отрасли – дефицит кадров, устаревшая инфраструктура, нерациональная система финансового планирования.
В некоторых регионах преобразования начинались раньше, например, на волне смены губернаторов, но неизменно разбивались об интересы транспортников, а политической воли и мудрости региональных глав, а чаще банально просто денег, не хватало, чтобы преодолеть эту инерцию. Сегодня ситуация изменилась, за спиной губернаторов мощная финансовая поддержка центра, и с этим приходится всем считаться.
В каждом регионе, где проходит реформа, свои особенности. К примеру, в Московской области решили отказаться от автобусов малой вместимости, в Пермском крае к закупкам транспорта для Березников привлекли «Уралкалий», в Курке, Липецке и Ярославле впервые появились электробусы, в соседнем Саратове мечтают о скоростном трамвае. В Пензе тоже акцент сделали на электротранспорте, ведь троллейбус – один из любимых видов общественного транспорта пензенцев. Это своего рода особенность, выбивающаяся из общего тренда – линии электротранспорта чаще всего оптимизируются. А вот другие особенности реформы в Пензе, как-то – автобусы большого класса, сокращение маршрутных такси, перепрошивка маршрутной сети укладываются в общую канву.
Уверен, трудности, которые сопровождают сегодня изменения, будут решены, и Пенза в скором времени получит полностью обновлённый общественный транспорт».