За первое полугодие 2025-го на 22% выросло число жалоб жителей региона на банки. Статистику привели в пензенском отделении Центробанка РФ. Претензии чаще всего были связаны с блокировкой счетов и карт, приостановкой дистанционного обслуживания.
Государственный регулятор поясняет: претензий к финансовым организациям стало больше после вступления в силу закона против финансового мошенничества и дропперства (схемы, в которых преступники используют чужие банковские карты для вывода похищенных средств). Осенью заработали ещё несколько документов, направленных на защиту от мошенников и борьбу с нелегальной финансовой деятельностью. Государство ужесточает контроль за деньгами. А значит, скорее всего увеличится число граждан, чьи банковские операции будут ограничены.
В каких случаях банк может заблокировать счета? Как пояснила кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки» Пензенского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ Вера Юдина, причин может быть несколько.
Причина 1. Ваша карта скомпрометирована.
Цель блокировки карты банком — сохранить ваши денежные средства и защитить их от незаконных переводов. Одной из причин блокировки может быть компрометация банковской карты вследствие следующих действий:
- клиент провёл нехарактерные для него операции по карте, которые ранее не совершались. Например, пенсионер, обычно использующий карту только для оплаты покупок, внезапно перевёл крупную сумму денег на какой-то счёт;
- клиент оплачивает товар или услугу через небезопасный сайт;
- клиент трижды неправильно ввёл ПИН-код;
- финансовая организация получила информацию о краже карты.
Причина 2. Банк может посчитать операции незаконными.
Банк в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» обязан контролировать деятельность клиентов и отслеживать сомнительные транзакции.
Карта может быть заблокирована банком, если возникают подозрения относительно законности проводимых клиентом финансовых операций — например, при выявлении признаков отмывания доходов, добытых незаконным путем. Если вы добросовестный клиент, то необходимо связаться со специалистами банка или позвонить на горячую линию и выяснить, какие документы необходимо представить для доказательства надёжности контрагентов и проводимых транзакций.
Причина 3. Перевод был совершён на мошеннические реквизиты.
Блокировку карты могут осуществить по данным системы фрод-мониторинга банка, которая зафиксировала перевод с карты на мошеннические реквизиты.
Центральный Банк ведет реестр дропперов, и переводы по реквизитам, которые попали в данную базу, вызывают блокировку или ограничения по карте клиента.
Необходимо выяснить у детей или родственников, которым вы могли предоставить свои карты для их личных операций, подробности таких транзакций.
От редакции: Если вы считаете, что ваши счета заблокировали незаконно, звоните на горячую линию вашего банка. Если это не помогает, жалуйтесь в Центробанк РФ.
Тел:
Подать жалобу онлайн можно на сайте Центробанка РФ.
Сценарии обмана. Что нужно знать, чтобы не стать жертвой мошенников
Как обезопасить свое имущество от мошенников?
Будут ли брать налог, когда муж перечисляет деньги жене на карту?
Стоит ли блокировать потерявшуюся карту, если на ней нет денег?
Галя, у нас измена! Оплата переводом может стать поддержкой террористов