Банки меняют правила. Теперь они могут отдать не все средства, которые вам перечислили. Это произойдёт в том случае, если финансовое учреждение посчитает, что имеет дело с мошенниками. Об этих и других нюансах рассказывала доцент кафедры «Экономика и финансы» ПГУ, кандидат экономических наук Ирина Сазонова.
1. Что произойдёт?
С 1 июня 2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов».
Рассмотрим наиболее интересные изменения.
1. Изменятся возможности Росфинмониторинга: теперь уполномоченный орган сможет временно заблокировать подозрительные операции клиентов сроком до 10 дней, если имеются основания полагать, что деньги получены незаконным путём.
2. Контроль снятия наличных: каждая операция по выдаче наличных через банкоматы подлежит усиленному мониторингу на предмет возможных попыток хищения или влияния извне.
3. Назначение доверенных лиц: вводится возможность заранее назначить родственника или близкого человека представителем по вопросам банковского обслуживания.
4. Маркировка звонков: звонки от банков и государственных структур станут обязательными к идентификации.
5. Запрет на нежелательные звонки: строго запрещается звонить абонентам без их предварительного согласия.
6. Отказ от ненужных услуг: предоставляется право установить добровольный отказ от подключаемых услуг связи, защитив себя от автоматических подписок и скрытых списаний.
2. Для чего это делается?
Инициатива направлена против нелегальных действий, связанных с деятельностью дропперов — участников мошеннических схем, которые используют чужие банковские карты для вывода похищенных средств.
3. Какие сюрпризы могут ждать при обращении в банк?
При выявлении банками фактов мошенничества, связанного с социальной инженерией (психологических приёмов манипуляции людьми для получения конфиденциальной информации или выгодного для злоумышленников поведения), и дистанционных мошеннических действий (использование телефонов, электронной почты, мессенджеров для обмана жертв и вынуждения передать личные данные, коды подтверждения или совершить финансовые операции) применяются следующие меры:
- ограничивается ежедневный лимит выдачи наличных до 50 тыс. руб.;
- остальная сумма замораживается на срок до 48 часов;
- клиент немедленно получает уведомление с указанием причины блокировки.
Эти меры направлены на защиту граждан от мошенничества и минимизацию потерь в результате социальных атак и дистанционной махинации.