Есть в вечерней Пензе некое очарование и шарм, возможно именно прогулки по вечернему городу вдохновили в своё время Салтыкова-Щедрина на написание своих произведений. Постепенно шум машин стихает, город погружается в сладкую дрёму до утра, практически ничего не нарушает заснеженный покой города, но бывает, зашумит натужно локомотив, застучат колёса вагонов о стыки рельс и еще долго в ночном воздухе будет носится специфический запах гари и креозота. Это напомнит о себе железная дорога.
Сама железная дорога появилась в Пензе во второй половине 19 века (участок Моршанско-Сызранской железной дороги). С сооружением этой трассы центральные губернии получили возможность железнодорожного сообщения с территориями Поволжья, богатыми хлебом.
Железная дорога явилась тем «локомотивом», который менял облик самой Пензы, строятся солидные мосты через реки, открывается паровозное депо (нынешнее локомотивное депо Пенза-3), имевшее 4 паровозных стойла. В 1880 году в Пензе открыто техническое железнодорожное училище Моршанско-Сызранской железной дороги. Выпускники направлялись на работу в паровозное депо, мастерские и технические пункты по ремонту вагонов.
Первыми паровозами в депо стали «овечки» и «джойки» (паровозы марки Ов) самые массовые из до революционных локомотивов. После революции к ним прибавились «федьки» и «сумки» (паровозы марки Су и ФД), наиболее совершенными обитателями Пензенских депо в техническом плане стали послевоенные товарные паровозы марки Л «лебеди, лебедянки».
До наших дней в Пензе «дожили» несколько паровозов, наиболее известные из которых: товарный паровоз марки Л (Л-3854), и пассажирский паровоз марки Су (Су 213-89).
Паровоз марки Л построен Ворошиловградским (Луганским) тепловозостроительный заводом в 1954 году (Пензе передан в 1958 году), использовался в качестве локомотива на ретро-маршруте Пенза — Пачелма, Пенза — Самара, а также других направлениях, сейчас снят с маршрута и находится в депо.
Пассажирский паровоз марки Су установлен рядом со зданием Пензенского автовокзала в 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Построен он Коломенским заводом в 1938 году. Всего таких паровозов, хорошо себя зарекомендовавших на железных дорогах СССР, было произведено около 3 тысяч. «Пензенский» паровоз в военные годы возил санитарные составы.
Интересная деталь, пассажирские паровозы той поры красились в зелёный цвет, а товарные в чёрный, санитарному составу полагался опознавательный знак в виде красного креста на белом фоне, но подобный символ ни сколько не смущал фашистов уничтожавших беззащитные санитарные составы наравне с другими военными эшелонами и бронепоездами. Для установки его на постамент были проложены временные рельсы от депо через улицу Ухтомского до места «вечной» стоянки. Сейчас он «замер» на пьедестале и стал одним из любимых мест для игр пензенской детворы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть