Новый учебный год начался с вопросов. С вопросов о новых предметах, новых программах, об изменениях в ЕГЭ. А еще у школьников не заканчиваются вопросы на темы, которые, казалось бы, давно оговорены, но сейчас получают другое звучание. Так, накануне годовщины победы в Великой Отечественной не утихают споры об этой войне и о других последовавших за ней сражениях.
В школе № 221 Заречного организовали музей, он был признан лучшим в регионе. В небольшой комнате нашлось место для экспозиции о выпускниках школы, участвовавших в СВО, о горожанах, служивших в Чечне и Афганистане. Больше всего места отведено экспонатам, рассказывающим о Великой Отечественной.
В этом музее можно надеть гимнастерку, копию той, что носили фронтовики, подержать муляж противотанкового ружья. А еще здесь можно спорить.
О чем спрашивают нынешние школьники? Что им отвечают? Об этом penza.aif.ru рассказал учитель истории школы № 221 Заречного, победитель различных конкурсов Илья Мурылев. Значительную часть экспонатов для музея он привез из поисковых экспедиций, в которых участвовал.
Пулеметчиков бы не хватило
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Илья Валерьевич, а вы не боитесь вопросов детей об истории? Сейчас, например, в Интернете есть много невероятной информации о Великой Отечественной войне…
Илья Мурылев: Это хорошо, когда ребята вопросы задают, значит, их тема интересует. И это нормально, когда ученики спорят с учителем, тогда они тему урока на всю жизнь запомнят. Ребята не виноваты в том, что у них возникают вопросы, у них формируется картина мира. Надо доказывать им свою точку зрения, приводить факты.
А фейков на самом деле много. Один из них такой: мол, с нашей стороны воевали чуть ли не одни штрафбаты, и в атаку они шли, потому что за ними стояли заградотряды. Да, и штрафбаты, и заградотряды существовали. Мы в этом году во время поисковой экспедиции нашли останки бойца, им оказался старшина СМЕРШ из заградотряда, он получил медаль «За отвагу».
Но 99% подвигов совершали солдаты регулярных частей, за которыми пулеметчик не стоял. Мы проводили раскопки в местах, где велись бои в 1941 году, и там находили останки непогребённых солдат, они лежали в воронках, траншеях с оружием в руках. Умирали, но не сдавались, никаких заградотрядов там не было. В армию было призвано более 10 млн человек, на всех пулеметчиков бы не хватило.
В этом году мы работали в Белоруссии, на месте, где началась операция «Багратион». Немцы ожидали здесь нападения. Нашим солдатам нужно было подняться из окопов и под огнём атаковать позиции противника. Это были очень смелые люди. Они шли в бой, потому что ими двигало величайшее чувство ответственности.
- Вот сейчас детям в сети рассказывают: народ бился, потому что его демобилизовали и погнали на фронт. А так, может быть, не все и пошли бы.
- Местные жители в Белоруссии, в Орловской области, где мы проводили раскопки, до сих пор помнят, как жестоко вели себя гитлеровцы на захваченных территориях. Те, кто шёл на фронт, это знали.
В Белоруссии во время одной из экспедиций мы нашли обломки самолёта времён Великой Отечественной, останки лётчика. В деревне, находившейся неподалёку, смогли отыскать жителя, пережившего войну, он рассказал, что тогда произошло. Сначала над деревней пролетел немецкий самолёт, потом появился ИЛ-2, завязался бой. Когда у нашего лётчика закончились боеприпасы, он пошёл на таран. А ведь мог бы улететь, он имел на это право, потому что расстрелял боекомплект. Но выбрал другой путь. И у него в кабине пулеметчик из заградотряда не сидел.
Мы попытались определить имя пилота, казалось, что это легко: думали, что только один самолёт упал на том участке в тот период времени. А потом выяснилось, что в том районе за ту неделю упало двадцать ИЛ-2. Такие жестокие шли бои.
- Можете согласиться с тем, что нынешнее подрастающее поколение – потерянное?
- У нас была экспедиция в Карелию, где шли бои в 1942 году, в тех местах снимали фильм «А зори здесь тихие...» Раскопки там вести нелегко, земля каменистая. Среди нас было трое взрослых и 12 старшеклассников, студентов первого курса. Мы нашли захоронение с десятью бойцами, думали закончить работы на следующий день, но в новостях сообщили о штормовом предупреждении. И мы понимали, что если уйдём, то останки зальёт, и невозможно будет определить, где и кто лежит. Мы посовещались, ни на кого не давили. Вместе приняли решение, что будем работать до последнего. Этот раскоп доделывали до двух часов ночи, пока всех бойцов не достали. В лагерь шли уставшие, каждый нёс с собой пакет с останками бойца. На следующий день гроза прошла мимо, но никто из ребят не сказал, что мы зря трудились всю ночь.
Это чувство ответственности тяжело сейчас воспитать, у нас почти не осталось ветеранов войны, в семьях не всегда помнят о Великой Отечественной. Я в своём классе собирал книгу памяти, так из 28 человек прислали информацию только 12. Остальные не знают о своих воевавших родственниках. Родители не знают, что тогда требовать от детей.
- Мы потеряли память…
- Да, мы на самом деле не осознаём, какой ценой нас досталась победа. 27 млн человек погибло во время войны. Вот чего стоила нам независимость нашей страны.
О гречке и ковиде
- Вам никогда не хотелось переписать учебник истории? Учителя нередко не согласны с тем, что там печатают.
- Учебник – это не догма, это руководство к действию, он часто скучный. Чтобы ребят заинтересовать, я использую, например, личные истории. Мы смеялись, когда во время ковида наше старшее поколение бросилось скупать гречку. А такое поведение будет понятно, если спросить наших бабушек, что происходило в 90-е. Они пришли в 1993 году в магазин, а там цены выросли в 40 раз. А зарплату не подняли. И тогда становится совсем не смешно.
Очень любят ребята, когда мы изучаем личность Ивана Грозного, его взаимоотношения с сыном. Почему царь стал таким тираном? А мы рассматриваем его детство и видим: отец умер, мать отравили, бояре над мальчиком издевались. Первая любимая жена Ивана, Анастасия, при которой и были проведены реформы в стране, погибла. Каким он мог ещё быть? Дети на такие примеры откликаются.
А ещё родину нужно протопать ножками. Я ходил с ребятами в поход до Сурского оборонительного рубежа у Кичкилейки (его строили во время Великой Отечественной войны). Посещал с ними места у Селиксы, где находилась 37-я дивизия. Были и на Золотарёвском городище, разрушенном в средневековье монголами. Когда подростки видят вживую историю, они лучше её понимают.
Элитарное образование
- Только ли уровень зарплаты виноват в этом, что учителей не хватает?
- У нас, когда пытаются решить проблемы школы, обычно говорят: дело не только в зарплате. Утверждают: надо фильмы снимать, конкурсы для учителей проводить. А пусть попробуют хотя бы раз начать с денег. Чтобы иметь достойную зарплату, вместо 18 часов в неделю мы обычно ведем под 25-30 часов. А еще подготовка к урокам, проверка тетрадей, классное руководство, родительские собрания, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады… Это тяжело.
Времени на индивидуальную работу с учеником очень мало, и сил уже нет. Так и появляются репетиторы.
Для учителей это вынужденная мера. Репетиторство – по большей части рутина. А вот урок в классе – это всегда интересно, это каждый раз новое представление.
- Высшее образование становится элитарным?
- Да, оно становится дорогим. Чтобы поступить на «бюджет», нужны очень высокие баллы. Для этого необходимо, чтобы ребёнок был максимально мотивирован. Такие ребята есть, в прошлом году мой ученик набрал 92 балла по истории, поступил на «бюджет» без всяких репетиторов.
- ЕГЭ стоит отменять?
- Нет. В этом году мне не понравилась позиция некоторых политиков, которые из-за случая с мальчиком, который покончил жизнь самоубийством после ЕГЭ, потребовали отменить экзамен. Та трагедия произошла не из-за ЕГЭ, а из-за того, что в нужный момент рядом с подростком не нашлось близких людей, которые бы его поддержали. ЕГЭ – самый адекватный экзамен, который может быть сейчас в стране. Опять возвращаться к вступительным испытаниям в вузах? У меня есть сомнение в том, что члены приёмной комиссии будут объективны. Здесь возникают большие коррупционные риски. Сейчас дети из нашей школы набирают баллы и поступают в самые престижные вузы страны.
- Какого предмета не хватает в школе?
- Нам хватает предметов. Каждый предмет при нужном подходе может раскрыть способности ребенка и дать ему нужный запас знаний для жизни. Нужно только продолжить работу по созданию условий для профессионального роста учителей и обеспечить педагогам достойные условия труда!