Примерное время чтения: 9 минут
45

Фейк-контроль. Полякова: после «Крокуса» ученики получали опасные сообщения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Пенза 24/04/2024

Она честно признается: в победу на конкурсе «Учитель года-2024» не верила. Но очень на нее надеялась. Считает, что завоёванное первое место – заслуга не только ее, но и коллег.
Почему стоит ограничить просмотр интернета детям? Каковы минусы ЕГЭ? Зачем ей дарят ежиков? Преподаватель русского языка и литературы гимназии №1 имени В.Г. Белинского Ирина Полякова ответила на вопросы penza.aif.ru.

Ирина Полякова за победу в конкурсе получила автомобиль
Ирина Полякова за победу в конкурсе получила автомобиль Фото: АиФ/ Никита Ломсков

Не дают читать

Ирина Акишина, penza.aif.ru: Ирина Михайловна, сейчас дети, общаясь в соцсетях, пишут вместо «пожалуйста» - «пжл», не употребляют причастные и деепричастные обороты. 

Ирина Полякова: Иногда говорят. Но это не означает, что они не хотят изучать именно русский язык. Скорее, им  вообще не хочется учиться, они так могут сказать про любой предмет. Своим ученикам я объясняю, что родной язык – это способ постижения мира, такой же, как зрение, слух, осязание, обоняние. С  помощью родного языка мы существуем в социуме. Поэтому важно знать его знать и любить.

Я  говорю детям: какую бы профессию они ни выбрали, они не обойдутся без знания русского языка. Например, если у них будет свой бизнес, им будет необходимо грамотно составлять документы. А это невозможно сделать без знания родного языка, владения культурой речи.

- Сейчас текстовый редактор может расставить все запятые в тексте, искусственный интеллект составит резюме. Роль человека минимальна. 

- Текстовый редактор может не обозначить все ошибки. Или не все учесть: русский язык очень многогранен. Хрестоматийный пример – написание фразы «Казнить нельзя помиловать». От знака препинания, от одной буквы может зависеть смысл предложения, текста.

Искусственный интеллект создан  человеком, он тоже может ошибаться. Его надо контролировать.

Если человек не будет владеть грамотной речью, то его собеседник может посчитать его необразованным и станет относиться  к нему соответствующим образом.

- Есть мнение, что из-за упрощенного, сокращенного написания слов, которое школьники используют при написании сообщений  в соцсетях и мессенджерах, уровень грамотности снижается. Вы с этим согласны?

Я не могу сказать, что за последние десять лет дети стали чаще делать ошибки. На грамотность человека  больше влияет чтение качественной художественной литературы. И ошибки ребенок делает не из-за того, что пишет упрощенные сообщения в мессенджерах, а из-за того, что мало читает. Эта проблема существовала всегда. И всегда были дети, которые с удовольствием читали. Одна из моих учениц жалуется, что родители отбирают у нее книги, они переживают за ее зрение, потому что она не может оторваться от художественной литературы.

Привычка читать рождается в семье. Если родители увлечены этим занятием, то и дети будут следовать их примеру. 

Блогер против Базарова

- Вы ведете уроки в том числе в старших классах. А школьникам близки переживания героев из классических произведений? «Капитанская дочка» и «Гроза» их трогают? Ведь герои нынешних подростков – блогеры…

 - С каждым годом дети все тяжелее понимают, почему Катерина, героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза», бросилась с обрыва в реку. Для них ситуация, в которую она попала, не безвыходная. Здесь важно объяснить, что время, в которое разворачивалось действие, другое, от общественно-политического устройства до семейно-бытового уклада. Литературу нельзя преподавать без отрыва от истории.

Детям близки непреходящие человеческие ценности. Поэтому в повести А.С. Пушкина «Капитанской дочке» их трогает отношение возлюбленных  друг к другу, то, как Гринев ценит заветы отца. Если подросткам дать возможность прочувствовать поступки героев, они и Базарова поймут, а это один из самых сложных образов для анализа в школьной программе.

- В последние годы политические силы  пытались подростков использовать в своих протестных акциях. А Базаров, по сути, прообраз будущего революционера. Детям близки его идеи? 

- Дети всегда были разные и всегда по-разному относились к этому произведению. Я не могу сказать, что за последние годы что-то поменялось.  

Телефонам - нет? 

- Одно из нововведений, которое сейчас внедряется в школах, – это запрет на использование сотовых телефонов детьми во время учебы. А вас беспокоили  смартфоны на уроках?

- Да, и я согласна с ограничениями, которые вводятся. Мои ученики каждый день сдают телефоны перед уроком, у нас есть специальный шкаф, где хранятся смартфоны. Как только дети по окончании занятий забирают гаджеты, они сразу же меняются: погружаются в виртуальный мир. Меня это страшит, заботит, мне хочется, чтобы не смотрели в экран, а общались друг с другом, вместе играли, рисовали, обсуждали недавно просмотренные фильмы. 

- Те, кто выступал против запрета на использование телефонов в школе, утверждали: с помощью гаджетов дети имели возможность заснять неправильное поведение учителя. В сети на самом деле появилось много видео с не совсем адекватными поступками педагогов…

- Если говорить о конкретных видео, надо разбираться, насколько они соответствуют действительности, выявлять ошибки. Но учитель, как и любой человек, имеет право требовать, чтобы его не снимали без разрешения. Чтобы понять, что у педагога происходит на уроках, необязательно его снимать. Всегда заметно, как учитель общается со своими учениками. 

- Сейчас говорят о том, что надо еще больше ограничить интернет для детей. Есть мнение, что именно из-за его влияния подростки становятся более жестокими и иногда совершают страшные поступки: убивают учителей, одноклассников… 

- Может быть, и стоит ввести еще больше ограничений. Но главное, детей нужно учить пользоваться интернетом. Учить их определять, где правда, а где фейк. Не каждый подросток может составить грамотный запрос в сети, например, для того, чтобы определить значение слова. Чаще всего его пребывание в интернете сводится к просматриванию выпадающих в ленте постов в соцсетях. Вот там и присылают сообщения сомнительного, или даже угрожающего содержания. Мне мои ученики – пятиклассники – показывали такие послания, их было особенно много после теракта в «Крокус Сити Холл». А в 11 лет ребята всему верят. Они привыкли доверять взрослым и легко поддаются чужому влиянию. Вот так и может появиться озлобленность в детях. 

Без подсказок

- Возможно, вам приходилось слышать критику ЕГЭ. Мол, раньше было сочинение, которое показывало знания выпускника и по русскому языку, и по литературе. А сейчас предлагают выполнить тест, где можно случайно поставить галочку и заработать балл…

- Не согласна. Задания в ЕГЭ построены так, что одна случайная галочка вряд ли изменит ситуацию. 

Экзамен  дает возможность оценить знания ученика, он из года в год модифицируется. 
Критики забыли, что до ЕГЭ выпускникам приходилось сдавать два экзамена: один в школе, другой в вузе. А это гораздо тяжелее. 

Хотя, безусловно, есть и минусы. Когда вуз принимает бывших школьников по результатам ЕГЭ, то сотрудники учебного заведения не всегда понимают, насколько хорошо абитуриент владеет речью и вступает в коммуникации.  Поэтому во многих вузах вводятся дополнительные творческие экзамены. 

- А ГДЗ (сайтом, где размещены готовые домашние задания) ваши дети не пользуются?

- Может быть, и пользуются, но я всегда так трансформирую задания, что для их выполнения нельзя просто переписать то, что написано в интернете. Кроме того, ребята уже знают, что в ГДЗ попадаются слова, которых нет в тексте учебника, поэтому списывать, не задумываясь, опасно. Обычно я замечаю нестыковки. Я не против, если ребята смотрят ГДЗ, им никто не запрещает обращаться за помощью, родители тоже нередко помогают. Но задание в любом случае надо пропускать через себя.  

 

Блицопрос

- Вам несколько лет предлагали участвовать в конкурсе «Учитель года». Почему отказывались?

- Боялась подвести коллег, я ведь представляла не только себя, но и всю гимназию. Но потом поняла, что надо проверить себя, выйти на новый уровень профессионального мастерства. Я надеялась на победу, но первое место все равно оказалось неожиданностью. Это не только моя заслуга, это результат командной работы нашей гимназии. 

- Легка ли в управлении LADA Granta, которую вам подарили?

- У меня еще нет водительских прав. Возможно, я пойду учиться на автокурсы, но в любом случае подарок очень приятен.

- Зачем вы играете в спектаклях? Это как-то помогает в работе?

- Я ходила в театральную студию еще когда была ребенком. Когда мне дали возможность выступить на сцене, я с удовольствием согласилась. Для меня это вид отдыха.

- А зачем вам дарят ёжиков?

- У меня это давняя традиции, я собираю фигурки ежиков: керамические, деревянные, стеклянные. Очередного ежика подарили мне после победы. Только живых ежиков прошу мне не дарить. 

- Зачем вы ходите на Тотальный диктант? Вы какие-то правила не знаете?

- Да, я знаю правила, но во многих из них есть свои нюансы, к тому же некоторые правила меняются со временем. 

Всегда интересно себя проверить. Кроме того, еще со школы я очень люблю писать диктанты, и иногда мне не хватает того, чтобы кто-то продиктовал мне текст. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах