Примерное время чтения: 10 минут
391

Буксует и захлебывается. Почему даже оператор критикует мусорную реформу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Пенза 22/07/2020

Мусорная реформа уже второй год шагает по стране, но шагает, как будто спотыкаясь через каждый метр пути. Соцсети полны постами разгневанных жителей области, которых раздражают переполненные контейнеры и выросшие тарифы. Ответы на их вопросы дал генеральный директор ООО «Управление благоустройства и очистки города Пенза» Андрей Архипов.

О тарифах и прокуратуре

- Полтора года назад в Пензенской области, как и во всей стране, началась мусорная реформа. Тарифы выросли, а жалобы на то, что из Пензы вовремя не вывозится мусор, остались. Так зачем повышали тарифы?

- Во-первых, в Пензе контейнеры переполняются всего на 8-10 площадках, на которых скапливается много транзитного мусора. Наши автомобили вывозят отходы, а следом за ними приезжает грузотакси и вываливает строительный мусор, или управляющие компании складывают спиленные ветки. Ни то, ни другое не относится к ТКО, и мы вывозить их не обязаны. Но таким мусором заваливают контейнеры, и после этого сложить туда обычные твердые коммунальные отходы уже невозможно. Отсюда и переполнение.

Во-вторых, жители часто закрывают контейнерные площадки своими автомобилями, к ним невозможно подъехать по 2-3 дня. ГИБДД говорит, что эти водители ничего не нарушают, поэтому владельцев машин не ищут. Нам приходится отыскивать их с помощью УК, руководства района, в день делаем по 10-15 звонков в администрации. 

- Что касается повышенных тарифов. По сравнению с чем тарифы повысились?

- По сравнению с тем, что было раньше.

- А что было раньше? 

- А раньше было дешевле. В частном секторе в областном центре тариф до реформы составлял 96 рублей, а сейчас 75 руб. 22 коп. В отношении многоквартирных домов тарифа как такового вовсе не было. Он был лишь у муниципального жилья, которое относилось к администрации. А в других случаях плата за вывоз мусора была договорной, она не была выделена отдельной строкой, и поэтому говорить, где и как она изменилась, сложно. Плюс за отдельную плату вывозился крупногабаритный мусор, сейчас эта услуга заложена в один тариф. По нашим подсчетам особого увеличения по Пензе не произошло. То же самое касается и районов. Там в среднем платили около 40 рублей, сейчас платят 90 рублей, но раньше у них вывозили мусор два раза в месяц, а сейчас два раза в неделю.

- В прошлом году прокуратура выявила нарушения в графике вывоза мусора. Он был связан с теми причинами, которые вы назвали?

- Нет. Управляющие компании, ТСЖ говорили, что не надо вывозить отходы ежедневно, чтобы не создавать шум. Мы пошли на поводу, а прокуратура потребовала, чтобы график исполнялся. Сейчас вывозим мусор в соответствии с ним.

- А в прошлый раз кого-то наказали за соблюдение графика?

- Сотрудника нашей организации.

- К какой ответственности привлекли?

- Был выписан штраф. Нас часто критикуют, но мы на самом деле много делаем. Наша задача состоит в том, чтобы довезти отходы до полигона, чтобы мусор не приехал в посадки или еще куда-либо на неподготовленную территорию. И сейчас нами обеспечен вывоз ТКО от 99,8% жителей нашей зоны. Мы не возим отходы только из тех населенных пунктов, где нет дорог. Сейчас за утилизацию отходов в нашей области региональный оператор не отвечает. 

О новом полигоне и чемодановской свалке

- Получается, что мусорная реформа коснулась только вывоза мусора?

- На данном этапе да.

- Но гражданам обещали совершенно другое. Им рассказывали о раздельном сборе отходов, о новых способах их утилизации.

- Пензенская область заключила концессионное соглашение о строительстве нового полигона и мусоросортировочного комплекса. Выделен земельный участок на территории Степановского сельсовета Бессоновского района, подписан договор аренды, на данный момент проводятся работы по проектированию.

С нашей зоны, кроме Иссинского района, мусор будет свозиться именно туда. Сжигать там ничего не станут. Отходы будут сортироваться: около 40% в качестве вторичного сырья пойдет на переработку, 30% - на компостирование, и к захоронению на полигоне будет оставаться не более 30%.

Новый полигон - это современное инженерное сооружение, на его дно выкладывается мембрана, чтобы ничего не поступало в грунтовые воды. Отходы пересыпаются слоями (песка). После того, как карта закрывается, она также затягивается мембраной, и на ней высаживается трава, то есть сразу заложен процесс рекультивации. Также устанавливается система по отводу газа. После введения изменений в законодательство РФ, возможно его собирать, сжигать и превращать в электроэнергию. Мы рассчитываем, что комплекс будет запущен к концу 2022 года. После сдачи в эксплуатацию он станет принадлежать Пензенской области.

- Рассчитывали, на сколько повысится тариф?

- На данный момент это рано обсуждать. 

- Туда станут привозить отходы с Чемодановской свалки?

- Нет. В рамках нацпроекта «Экология» заложены средства на рекультивацию полигона. Федеральный бюджет выделяет значительные средства на такие цели.

Разделить и заработать?

- А почему у нас никак не решится проблема с раздельным вывозом мусора?

- В Пензе установлено 680 контейнеров для сборки ПЭТ и 64 - под бумагу.

- Этого достаточно?

- На данный момент достаточно. Раздельный сбор мусора - дорогое удовольствие. Здесь большие затраты: надо поставить специальные контейнеры, закупить автомобили, так как раздельный мусор собирается отдельным транспортом. Проводить раздельный сбор без сортировочной линии - полная утопия. Например, бумагу необходимо сдавать отдельно от картона, на картоне не должно быть скотча, его приходится отрывать. Молочные бутылки ПЭТ надо отсоединить от коробок из-под моющих средств. Потом это все следует прессовать и отвезти - на перерабатывающие заводы. А их в нашей стране немного. С началом мусорной реформы многие регоператоры стали собирать ПЭТ отдельно. Этого сырья оказалось на рынке слишком много, стоимость сократилась в несколько раз. И теперь собирать его не выгодно.

- Так что вы с ним делаете?

- ПЭТ и бумагу собираем, отвозим заготовителям, которые досортировывают его и отправляют на переработку.

- Граждане жалуются, что у них во дворе стоял контейнер по сбору ПЭТ, а потом его убрали. Почему?

- У нас были заключены договора с предпринимателями, которые вывозили ПЭТ. Сейчас данный бизнес перестал являться прибыльным, наши партнеры забрали свои контейнеры - сетки. Мы заказали новые сетки, будем устанавливать их за свой счет. Продолжим вывозить мусор себе в убыток, но делать это не перестанем, важно поддержать граждан, которые начали сортировать мусор.

Туда ли идет реформа

- Откуда мусора вывозится больше?

- Оттуда, где больше проживает жителей, эти показатели связаны напрямую.

- А почему тогда плата за вывоз мусора берется из расчета площади квартиры, а не из числа проживающих в ней?

- По нескольким причинам. Во-первых, в среднестатистическом доме при оплате из расчета за квадратный метр стоимость вывоза мусора будет на 7-8% меньше, чем если рассчитывать ее исходя из количества человек. Во-вторых, число квадратных метров легче администрировать, по ним есть данные. В-третьих, у ряда граждан в собственности не по одной, а по две и три квартиры. И они утверждают, что живут в одной квартире, а остальные стоят пустыми. На самом деле жилье они сдают, и, если рассчитывать тариф исходя из числа проживающих, то за эти квартиры никто платить не будет. В-четвертых, взять справку и доказать, что ты прописан один или вдвоем, а не втроем, практически невозможно, во многих УК паспортные столы упразднены.

- Но почему тогда в большинстве российских регионов берут плату именно из расчета за человека?

- Скорее всего, это связано именно с возможностью получения данных о числе проживающих: мы изучали практику 46 субъектов РФ, и только в пензенских МФЦ не дают такую справку.

- Многих интересует, сколько вы зарабатываете на мусоре.

- Из суммы, которую мы собираем, 80% - это затраты на перевозку, где-то 17% - плата полигонам. На собственные расходы нам остается 3 % и из них в качестве прибыли мы закладываем в тариф лишь 5%. Но сейчас мы работаем в убыток, у нас недобор по общей сумме 10% из-за хронической задолженности. На данный момент мы выиграли около 300 исков к юрлицам, направлено более двух тысяч судебных приказов к физлицам, и еще 1,5 тысячи исков к гражданам в судах.

Мы понимали, что этот бизнес не станет сразу прибыльным. Инвестированные деньги получится вернуть лет через 5-7. Желающих работать в этом направлении и в целом по России не так уж много. 

-  То есть у вас тоже складывается ощущение, что мусорная реформа пошла не по тому пути?

- Я разделяю негодование граждан. Начало мусорной реформы переносилось несколько лет. Законодательная база несовершенна, к ней и у нас много вопросов. Например, не совсем ясно, кто должен отвечать за строительный мусор. К ТКО он не относится, если гражданин разобрал у себя сарай, он должен вызвать организацию, у которой заключен договор с полигоном, и за свой счет вывезти эти отходы. Но в реальности это мало кто делает. Та же ситуация и со спиленными ветками – за них отвечать должны УК, но они не хотят нести затраты на утилизацию. Здесь два выхода - или ввести наказание  для тех, кто складывает такой мусор в контейнеры, либо включить вывоз таких отходов в тариф. Но тогда тариф вырастет. 

На мой взгляд, необходимо ввести наказание для граждан, перегораживающих подъезд к контейнерным площадкам своими автомобилями. Уже после этого было бы гораздо легче.

Если мы хотим вводить полноценный раздельный сбор, то тогда должны наказываться те, кто бросил несортированные отходы в контейнер для раздельного сбора. На данный момент ни мы, ни регион, ни федерация в целом по большому счету к этому не готовы. Европа шла к этому 60 лет. Но в конце концов пришла.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах