Знание – деньги
Впрочем, оговоримся сразу – речь идет о возможном введении плату не за сам экзамен, а за его пересдачу для тех, кто не сумел достойно выдержать испытание с первого раза.
«На самом деле такие слухи ходят уже достаточно давно, - отмечает Юрий Конкин, ведущий специалист-эксперт управления развития образования Министерства образования Пензенской области. - Все дело в том, что ЕГЭ – это достаточно сложное испытание для федерального бюджета. Поэтому таким образом правительство намеревалось минимизировать расходы. Однако я не думаю, что это реально – все же процент пересдающих достаточно мал, и покрыть все издержки за счет него не получится».

Волноваться действительно не стоит: по словам наших экспертов, в настоящее время эта инициатива не имеет законодательной поддержки. Проще говоря, пока что слухи о платном ЕГЭ – только слухи и ничего больше. Но изменения в системе все же произойдут – причем не менее существенные.
«Начнем с того, что из экзаменов по четырем учебным предметам (географии, обществознанию, информатики и истории) исчезнет тестовая часть, - рассказывает Ольга Богданова, главный специалист-эксперт управления развития образования регионального Минобра. – Предполагается, что это сделает систему оценки знаний более объективной: ведь правильный ответ на вопрос уже нельзя будет просто угадать».

Изменится и оснащение пунктов проведения экзамена. К ставшим уже традиционным видеокамерам и металлодетекторам добавятся системы подавления сигналов сотовой связи – глушилки.
«Два года назад эти изменения в Порядке проведения государственной итоговой аттестации у многих вызвали тревогу, - продолжает Ольга Владимировна. – Родители опасались, что дети будут переживать, волноваться, и это в итоге скажется на результатах экзаменов. Однако ничего подобного не случилось».

А вот нарушений на ЕГЭ действительно стало меньше. Так, в позапрошлом году с экзаменов удалили больше двадцати выпускников, тайком развернувших под партой шпаргалки. В прошлом – всего четырнадцать.
Задача повышенной сложности
С новшествами столкнутся и ученики девятых классов. В этом году им нужно будет сдать четыре экзамена – два обязательных (математика и русский) и два по выбору.
«На оценках в аттестате результаты экзаменов по выбору не скажутся, - подчеркивает Конкин. – Это пробный период, поэтому решено было сделать так, дать детям потренироваться, попробовать свои силы. А вот со следующего года – с 2017 – ситуация изменится, и на итоговую оценку будут влиять уже все четыре экзамена».
Между тем у многих пензенских педагогов к системе ЕГЭ остаются вопросы.
«Конечно, с одной стороны госэкзамен – явление очень полезное, - рассказывает Ольга Зайцева, преподаватель алгебры и геометрии пензенской школы № 52. – Хотя бы в плане возможностей, которые он предоставляет выпускникам. Например, раньше, если помните, ребенок, окончив школу, мог подать документы только в один ВУЗ. Сейчас – в шесть, и в каждом – на три специальности сразу. С другой стороны – на мой взгляд, пора бы уже определиться окончательно с формой и содержанием экзаменационных заданий».

Взять, например, ту же алгебру: полгода класс решал задачи на банковские проценты, которые, кстати, в школе не изучаются и тем, кто не планирует поступать на экономиста, не особенно нужны.
Когда до ЕГЭ оставалось всего несколько месяцев, известили о том, что задачи будут другие. В итоге в КИМы вошел вообще третий вариант, к которому старшеклассники оказались не готовы совсем.
Еще одна похожая проблема – явно завышенная сложность некоторых заданий. Ольга Владимировна признается: часть примеров из бывшей части «С» не могут решить даже сами учителя.
Однако в целом педагоги оценивают перемены в системе положительно.
«Отказ от тестовой части, например – это большой шаг вперед, - констатирует Зайцева. – Ведь на протяжении многих лет главной проблемой подготовки к ЕГЭ оставалось «натаскивание» учащихся на решение заданий с выбором ответа. Сейчас же мы снова вернулись к тому, чтобы приучить детей и в школе, и на экзаменах думать своей головой и не полагаться на удачу».
Согласно проекту расписания экзаменов, основной период сдачи экзаменов для одиннадцатиклассников начнется 27 мая с географии и литературы, для девятиклассников – 26 мая с иностранных языков.
Как побороть стресс
Сергей Соколов, психолог детского отделения областной психиатрической больницы имени Евграфова считает, что сами по себе камеры и «глушилки» на экзамене вряд ли могут быть травмирующим фактором.
Различные системы наблюдения давно стали частью нашей жизни: они есть и в магазинах, и на вокзалах и вообще практически во всех публичных местах.

Другое дело – подача этой информации. Когда на этом делается акцент, когда ребенку первым делом сообщают, что за ним будут следить, что его будут обыскивать, что у него отберут телефон, у ребенка начинается паника. И это происходит в нашей системе образования уже не первый год – на первое место ставится не сама подготовка к экзаменам, не работа с детьми, а ужесточение контроля.
«Как быть? Ответ напрашивается сам собой: не нужно никого накручивать, - советует психолог. - Не нудно пугать и настраивать детей на то, что что-то обязательно случится. В тех же инструкциях к ЕГЭ информацию о камерах и глушилках лучше размещать не в самом начале, а хотя бы ближе к середине, пятым-шестым пунктом. Положительная мотивация – вот чего нужно придерживаться».