Во второй день апреля на нескольких пензенских культурных объектах включили синюю подсветку и наконец-то обратили внимание на проблему, которая «живет» во многих семьях и о которой не принято часто говорить.
«Дети солнца», «дети дождя»
Когда хочешь чего-то достичь всегда нужно начинать с небольших шагов. В Пензе, пожалуй, впервые так масштабно заговорил о проблемах детей и их родителей с расстройством аутистического спектра. Сами родители объединились в общественную организацию, Пенза присоединилась к Всероссийской акции «Зажги синим», а в драматическом театре не только готовят особый спектакль, но и хотят позаниматься с «детьми дождя», как еще называют тех, у кого РАС.
В прошлом году художественный руководитель театра Сергей Казаков в своей студии «Первая скрипка» открыл цикл занятий с «солнечными детками», так называют еще тех, у кого синдром Дауна. А в этом решил попробовать позаниматься и «детьми дождя». Пока в экспериментальную группу хотят набрать семь человек. Каков будет итог – покажет время.
На самом деле, дети-аутисты долго привыкают к новым людям, местам. И от того, очень грустно, когда их не только не принимают в обществе, но и будто вставляют палки в колеса. К примеру, не всегда можно получить образование в обычной школе.
Так в Пензенской области нет специальных классов, нет тьюторов (специального наставника., - Прим. авт). Пензячка Ирина Апакина попробовала решить эту проблему, добившись вместе с мамой другого особенного ребенка выделения помещения под инклюзивный класс в пензенской школе № 27.
Женщины нашли деньги, сделали ремонт, разработали программу. Два ученика, именно столько детей в классе, могут во время занятий почитать, а через несколько минут уже начать отдыхать, к примеру, поливать цветы.
Результат занятий, как говорится, налицо. Ребята не боятся общаться с остальными детьми: играют с ними и даже могут самостоятельно ходить в буфет. А другие школьники сами стараются приходить к ним на уроки технологии и играть с ними.
К сожалению, пока в Пензе это единственный подобный ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра. А сами мамы признаются, что не хотели, чтобы их дети обучались на дому или в коррекционных классах, поэтому и пошли на такой шаг.
То, что нельзя вылечить
«Что с ребенком что-то не так стало понятно практически сразу. Он даже боялся переворачиваться ночью, когда был маленьким. Боялся людей: когда кто-то приходил в гости, плакал, кричал, - Так рассказывает Оксана Завгородняя о своем 16-летнем сыне Алексее, страдающим расстройством аутистического спектра, или просто аутизмом. – В детстве он не играл в песочнице, ему не интересны были игрушки. Он не разговаривал, никогда не сидел на месте. Врачи же сначала ставили просто задержку психического развития».
Оксана добавляет, что окончательный диагноз Леше поставили в 3 года. Если бы женщина узнала о нем раньше, раньше забила бы тревогу. Сколько сил потрачено на адаптацию сына в социуме, знает только она. Ведь только новую для ее сына информацию необходимо периодически повторять и закреплять, до сих пор, при необходимости, успокаивать его.
«В этом году Леша заканчивает 9 класс. Сын хорошо читает, грамотно пишет, но выразить свои мысли не может, - добавляет Оксана. – К сожалению, и часов для образования в школе дается мало. А в этом году нам необходимо сдавать обязательные экзамены, на которых должен присутствовать тьютор, но так как в нашей области с этим проблемы, вместо него буду я».
Женщина подчеркивает, что сейчас отношение к аутистам изменилось, а раньше приходилось сталкиваться с разными проблемами. К примеру, Лешу не взяли в детский сад, потом начались проблемы со школой. Был случай, когда просили даже просили не приходить на линейку на 1 сентября. А в прошлом году, когда мальчик должен был получить дополнительную специальность в Межшкольном учебном комбинате, просили написать отказную. К счастью, вопрос удалось уладить.
«Сейчас стало очень много детей-аутистов, - говорит Оксана. – И я знаю мамочек, которые мечутся также как и я раньше. В больших городах для таких родителей организуют специальные семинары. В Пензе такого нет».
Сам подросток мечтает о том, чтобы стать журналистом. В его комнате даже оборудовано что-то вроде телевизионной студии. У него есть микрофон, камера, каждый день Леша делает свои выпуски новостей, лично знает многих телеведущих города. И даже не знает, что он не такой как остальные.