Примерное время чтения: 8 минут
249

«Авось» не спасет. Станут ли дороги безопаснее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. «АиФ-Пенза» 23/12/2015

Насколько сложнее выпускникам автошкол будет справляться с экзаменами, выяснял корреспондент «АиФ».

Проблемы в голове

Новая система призвана в первую очередь уменьшить количество аварий на дорогах. Толчком к принятию регламента стала статистика, собранная ГИБДД России. Согласно ей, за девять месяцев текущего года в целом по стране произошло порядка 19 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж которых менее двух лет. Жертвами этих ДТП стали почти полторы тысячи человек.

Грядущие изменения затронут и практическую, и теоретическую части экзамена. Так, например, изменятся правила прохождения компьютерного тестирования. После каждого неправильного ответа будущему водителю предложат пять дополнительных вопросов из того же тематического блока. «Засыпался» - получай билет на пересдачу.

«С одной стороны, это большой плюс новой системы, - рассказывает Валерий Барков, руководитель Пензенской автошколы ДОСААФ. – Потому что это позволит отсеять тех, кто при сдаче экзаменов полагается на «авось». С другой – компьютерное тестирование само по себе имеет очень много недостатков. Правильный ответ на вопрос можно элементарно угадать, ткнув наобум в один из четырех вариантов. В этом плане советская система, когда ученик садился перед экзаменатором и отвечал ему устно – объяснял, аргументировал каждое свое действие – кажется мне куда более эффективной».

Автошкола
Автошколе спешка не нужна! Фото Татьяны Матвеевой

Но если нововведения в теоретической части, в целом, пойдут начинающим водителям на пользу, с испытаниями на площадке дела обстоят намного сложнее. Так, например, одно из главных нововведений – выполнение упражнений на время – по мнению инспекторов, лишь добавит процессу суеты.

«Если сейчас у водителя есть возможность выполнять упражнения аккуратно и без спешки, то с принятием нового регламента такой возможности не будет, - констатирует Барков. – Куда ему смотреть – вперед, по зеркалам или на таймер? Это во-первых. А во-вторых, есть большая вероятность того, что он за время обучения привыкнет спешить там, где это не нужно, и будет точно так же вести себя на дороге. А дорога и тренировочная площадка – совершенно разные вещи, на дороге излишняя спешка может обернуться плачевными последствиями».

Наконец, по мнению Баркова, новый регламент не оправдает себя в главном: от усложнения экзаменов аварий на российских дорогах не станет меньше.

«Чтобы был ощутимый результат, работать нужно не с бумагами, а с населением, - разводит руками Валерий Степанович. – Поверьте, автошколы не учат людей ездить на красный свет, превышать скорость, давить пешеходов. Это менталитет такой, и станут экзамены сложнее или проще – он не изменится».

По словам Баркова, в последние годы на дорогах сложилась абсурдная ситуация: нарушая правила, водители… самоутверждаются. Особенно часто этим грешит молодежь.

«Это почему-то вдруг стало престижным, - продолжает наш собеседник. – Почему – я не знаю. Но пока эта установка из сознания людей не исчезнет, аварий не станет меньше».

Добро пожаловать за парту

По мнению инструкторов, единственный на данный момент действенный способ снизить аварийность на российских дорогах – ужесточить наказание за нарушение правил.

«В советское время, если помните, человеку, только-только закончившему обучение, выдавали временные права, - рассказывает заместитель начальника Пензенской автошколы ДОСААФ Алексей Абрамов. – И если он в течение года попадался на езде не по правилам, их отбирали, а его направляли на пересдачу. После подсчет нарушений велся при помощи талонов. Принцип был тот же самый: набрал столько-то баллов - добро пожаловать за парту. Более того – на злостных нарушителей накладывались определенные ограничения. Например, им нельзя было получить права на вождение транспортных средств категории «D» - то есть, пассажирских автомобилей».

Сейчас система действует немного другая. Никаких талонов и временных удостоверений нет, и на повторное обучение нарушителей никто не отправляет. Максимальное наказание, которое можно получить за нарушение ПДД – если, конечно, дело обошлось без пострадавших – лишение прав на срок до двух лет или пятнадцать суток ареста. Но и это, как показывает практика, действует не на всех.

«Сколько раз бывало так, что у человека не погашены десятки и даже сотни тысяч штрафа, - продолжает Абрамов. – И ничего, он спокойно продолжает ездить. Ну сядет он на пятнадцать суток, ну отсидит, выйдет. И все начнется сначала».

Когда разговоры о новом регламенте только-только начинались, многие посчитали, что после его принятия в автошколах буйным цветом расцветет коррупция. На первый взгляд назвать эти опасения беспочвенными нельзя: действительно, многие вместо того, чтобы корпеть дни и ночи напролет над сводами правила, захотят пойти по легкому пути и «позолотить» инспектору ручку. Однако Валерий Степанович такую возможность отвергает.

«Сейчас в этой сфере установился очень жесткий контроль, – рассказывает он. – И с принятием нового регламента его еще больше усилят. Все учебные машины оснастят камерами видеонаблюдения, которые будут фиксировать картинку сразу с нескольких точек – и в том числе изнутри, из салона. Так что говорить о том, что права станут чаще покупать, я думаю, все же не стоит».

Что изменится в практике

- Вместо трех основных упражнения начинающему водителю придется выполнить пять, в числе которых «остановка для безопасной высадки пассажиров», «парковка задним ходом» и прочее. На автоматизированных автодромах появится также «проезд регулируемого перекрестка». Для кандидатов на права категории «А» добавится «скоростное маневрирование» - объезд восьми конусов за 25 секунд.

- Упражнения придется выполнять на время. Так, на категорию «B» новый регламент с начала экзамена до момента получения водительского удостоверения отводит 3 часа 10 минут. На категорию «А» - 2 часа 10 минут.

- Ужесточится балльная система. За мелкую ошибку во время езды по городу ученик получит 1 балл. За среднюю – 2, а за грубую – 5 баллов. При этом 5 баллов – верхняя граница, при достижении которой экзамен считается проваленным.

Что изменится в теории

- За каждую ошибку при прохождении теста экзаменуемому предложат еще пять вопросов из того же тематического блока. При неверном ответе даже на один из вопросов экзамен считается проваленным.

Невнимание в автошколе ведет к печальным последствиям.
Невнимание в автошколе ведет к печальным последствиям. Фото: ГУ МЧС России по Пензенской области

Языком цифр

По данным управления ГИБДД УМВД России по Пензенской области, с января по ноябрь 2015 года произошло 1890 дорожно-транспортных происшествий. По вине водителей - 1763. Из них:

- 1370 – с участием водителей легковых автомобилей;

- 206 – с участием водителей, стаж которых составляет менее двух лет;

- 781 столкновение транспортных средств;

- 503 наезда на пешехода;

- 198 опрокидываний;

Чаще всего ДТП происходили в пятницу и субботу: 346 и 308 соответственно.

Кроме того, было зарегистрировано 313572 нарушителей правил дорожного движения. Из них 482 человека нарушили ПДД два и более раз.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах