Примерное время чтения: 5 минут
97

Арест за каток. Как с гололёдом и снегопадом справлялись в начале XX века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Пенза 14/12/2022

За прошедшие несколько дней коммунальщиков в Пензе вспоминали особенно часто. Из-за гололёда пешеходы падали и получали травмы, автомобили попадали в аварии. А как с капризами погоды справлялись 100 лет назад?

На борьбу с заносами

Изучая подшивку пензенской газеты «Трудовая правда», можно найти немало материалов, рассказывающих о борьбе со снежными заносами. Но не во дворах, не на улицах, а…  на железнодорожных путях. Журналисты каждый год подробно расписывали, почему надо бороться с этой напастью. Во-первых, из-за снега у поезда увеличивался расход топлива, а без него состав мог встать среди занесённого поля. Во-вторых, поезд мог буквально съехать с рельсов. В те годы именно железнодорожным транспортом доставлялось продовольствие, поэтому и внимание поездам уделялось особое. 

В январском номере от 1923 года описано одно из ЧП на железной дороге: скорый поезд на Москву, двигавшийся через Пензу, застрял и опоздал более чем на сутки. Решение таких проблем предлагается простое: очищать пути, по мнению сотрудников редакции, должно население. «Автор призывает решать вопросы другими методами, вплоть до привлечения жителей на очистку путей в пределах 30-вёрстной полосы, но важно, что бы это выглядело не как вопрос о трудовой повинности, а как взгляд на собственный вопрос, который необходимо исполнить по первому призыву», - пишет в одной из статей журналист издания.

И люди шли. Так, указывается, что жители Нижнеломовского уезда очистили пути от снега, правда, делали они это после рабочего дня, в ночное время.

Сейчас трудно сказать, насколько их решение помочь было добровольным.

Главный методист ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Максим Буряков:
«Нельзя сказать, что в те времена никто не следил за сферой ЖКХ и в частности за уборкой снега в Пензе. Тогда был образован отдел жилищно-коммунального хозяйства городского исполкома, который имел контролирующую функцию. Ответственность за уборку большей части территории возлагалась на представителей образованных ЖАКТов (жилищно-арендных кооперативных товариществ), то есть жилтовариществ домов, в которых было более четырех квартир. Внимание к благоустройству будет и в тридцатые годы, и в сороковые, во время войны. Показателен случай, описанный в той же газете. В январе 1943 года опубликована открытая жалоба жителей Южного района города Пензы на халатное отношение к очистке ряда улиц. Спустя три дня редакция дала ответ на открытую жалобу читателей. Хватило всего пары дней, чтобы прокуратура приняла меры против виновных. На подобные открытые письма реагировали мгновенно, а стать их героем было чревато как карьерой, так, порой, и свободой».

Зола или песок

Как и сейчас, в прошлые годы были очень актуальны прорывы на трубах, эти аварии не ликвидировались по несколько дней. Причина таких задержек та же, что и сегодня, – не хватало ремонтных бригад. Вода, вылившаяся из труб, замерзала, превращая улицы в каток. 

Не меньше проблем было с уборкой снега и очисткой ото льда. В те времена коммунальщики работали без тракторов, всё делали своими руками, в редких случаях использовали подводы с лошадьми. Поэтому после снегопадов большая часть города была завалена снегом, а после оттепели – дороги покрывались льдом.

В прошлом веке их посыпали не галитом или соляной смесью, а золой. В редакцию даже поступит письмо читателя, который расскажет, что жителям лучше использовать золу, чем песок: зола всегда есть в достаточном количестве, а песок в хозяйстве требуется и на другие цели, не только на борьбу с гололёдом.

Журналисты часто высмеивали работу коммунальщиков. В колонке заметок под названием «По городу» регулярно иронизируют, описывая состояние улиц.

«Устройство городского катка на реке Пензе заканчивается, выстроена теплушка, лёд почти расчищен. Можно посоветовать посещать каток всем горожанам, так как катание на коньках - единственный способ научиться ходить по нашим тротуарам», - пишет журналист. 

В другом номере автор обращает внимание, что деревянные тротуары обледенели, и пензенцы ищут другие способы преодолеть опасные участки. «Для сохранения от порчи носов и голов люди вынуждены идти на проезжую часть, занимая её всю ширину... Даже извозчики ругаются - того и гляди какому-нибудь пешеходу в рот оглоблей заедешь!» - замечает журналист.

Ни денежные штрафы, ни аресты не помогали разрешить проблему с сугробами в городе.Фото: Коллекция Игоря Шишкина

Власть не сидела на месте. В январе 1922 года опубликована заметка, в которой уполномоченные органы раскритиковали всех ответственных за уборку города. За нечищеные тротуары и антисанитарное содержание дворов милиция составила 92 протокола. Все виновные домовладельцы и домоуполномоченные арестованы. В другом номере сообщается, что городской исполнительный комитет ужесточил наказание: теперь ответственным лицам, которые не справлялись с уборкой снега, грозили либо 10 дней ареста, либо 50 тысяч рублей штрафа. На эти деньги, согласно ценам в газете, можно было купить продуктов на 2-3 дня.  Ни успехи на службе, ни высокое общественное положение не учитывались в качестве смягчающего обстоятельства. Наказания избегали лишь те, кто смог доказать, что отсутствовал по болезни, эти данные должны были быть подтверждены медкомиссией.

Спустя несколько лет в одном из номеров можно найти косвенную причину таких коммунальных бед Пензы. В 1924-25 годах бюджет губернии был дефицитным, городские власти сильно урезали расходы, в первую очередь – на благоустройство и противопожарную охрану. Основная часть бюджетных средств тогда шла на ремонт и содержание домов коммунального фонда. 

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах