«АиФ» предлагает изучать историю, культуру и быт Советского Союза по новогодним украшениям.
Северные гости
В тридцатые годы в игрушках царствовала советская символика. Красные звезды, изображения серпа и молота, были даже стеклянные дирижабли, призванные напоминать подрастающему поколению об успехах Союза в воздухоплавании. Но все-таки даже в таких, казалось бы, узких творческих рамках находилось место настоящей фантазии.
В тридцать шестом году в прокат вышел музыкальный фильм «Цирк» с Любовью Орловой. А на елках появились тематические игрушки: краснощекие клоуны, разноцветные шары, цирковые собачки.
А уже в следующем году – в тридцать седьмом – страна вступила в эпоху покорения Крайнего Севера. И на зеленых душистых ветвях надолго «поселились» стеклянные фигурки чукчей, ненцев и лопарей.
«Мы изучали педагогические пособия тех лет, - рассказывает Мария Пономарева, старший методист Пензенской областной станции юных туристов, где на днях открылась выставка «История елочной игрушки». – И там встречались такие рекомендации: устраивать на каждой елке «Уголок дружбы народов». Чтобы с самых малых лет ориентировать детей в правильном направлении».
Тогда же, в тридцатых, появились первые заводские игрушки – вишни, скрученные из медной проволоки, и виноградные грозди, собранные из колб от маленьких лампочек. Изготавливал и то, и другое завод «Москабель».
Игрушки-гиганты
В середине пятидесятых, на излете популярности сталинского ампира – монументального, торжественного, «тяжелого» стиля - в СССР появились игрушки-гиганты. Сюжетно – те же самые шары, шишки и звезды, просто очень большие, размером почти со взрослую ладонь.
Впрочем, и среди них встречались по-настоящему уникальные экземпляры. Например, после выхода на экраны в 1956 году всенародно любимого фильма «Карнавальная ночь» в продаже появились огромные красно-золотые часы со стрелками, показывающими «без пяти двенадцать». Детализация этой, казалось бы, несерьезной вещицы поражает воображение: на гладком стеклянном циферблате прорисованы все двенадцать делений.
Космонавты шлют привет
Основными сюжетами шестидесятых были продовольственный кризис, кукурузная кампания и покорение космоса. И если стеклянных космонавтов в блестящих ярко-желтых скафандрах до наших дней дошло очень мало, то стилизованные огурцы, зеленый горошек и, конечно же, кукуруза попадаются в коробках на антресолях довольно часто.
«В шестидесятые игрушки становятся как бы вне политики, - продолжает исторический экскурс Мария Анатольевна. - Например, очень большой популярностью в то время пользовалась серия украшений «Домашний уют» - стеклянные чайники, самовары, люстры, настольные лампы. В обиход возвращаются игрушки из прессованного картона, изображающие животных, птиц, героев мультфильмов».
Сказочный минимализм
В семидесятых окончательно вышли из моды игрушки-гиганты. Их сменили игрушки-крошки – маленькие, умещающиеся на ладони пластмассовые елочки, увешанные такими же маленькими шарами и шишками.
В магазинах продаются хлопушки с сюрпризом: картонными фигурками зверей и птиц. Ручной труд окончательно отходит на второй план – а с ним увядает индивидуальность новогодних украшений. Расцветает массовое производство.
В восьмидесятые стекло почти повсеместно вытесняется пластиком.
«На Пензенской фабрике игрушек в то время выпускались большие пластмассовые шары, покрытые блестками, - смеется наш собеседник. – Угадайте, у кого они пользовались самой большой популярностью? У пензенских модниц! Блестки аккуратно стирали пальцем – получалась такая мелкая серебристая пудра. Ее наносили на веки – и бежали на танцы!»