Примерное время чтения: 8 минут
65

«А глаза у него голубые-голубые…» Любовь фронтовиков расцвела под бомбёжками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Пенза 12/02/2025 Сюжет Пенза в годы Великой Отечественной войны

Каллиграфический девичий почерк, школьная тетрадка в клеточку. В ней – описание тяжелейших лет и история любви. Время действия – страшные годы Великой Отечественной войны. В Пензенском краеведческом музее сохранили воспоминания оружейницы Марии и Героя Советского Союза лётчика Алексея Бородина. 

На «летающем танке»

Посёлок Загибалиха (сегодня – Октябрьский) Белинского района – именно такие места называются русской глубинкой. Именно здесь в 1917-м и родился Лёша Бородин. Шансов стать лётчиком у крестьянского паренька было немного. После окончания школы он поступил в Пермский сельскохозяйственный институт. Но всё изменила служба в армии, куда его призвали: парня направили в военную авиационную школу в Перми. Свой первый вылет Бородин совершил на Ленинградском фронте  – штурмовал немецкий аэропорт в Любани.

«Если ночью фашисты опять будут бомбить Ленинград, значит, плохо сработали», – предупредил лётчиков командир.

«Шли на бреющем полете… Навстречу из аэропорта попытался взлететь немецкий бомбардировщик, и я открыл по нему огонь и подбил его, – вспоминал потом Алексей Бородин. – Однако и моему «Илу» досталось. Когда приземлялся, самолёт, весь изрешечённый пулями и осколками, развалился, а меня отбросило в сторону. Но той ночью немцы Ленинград не бомбили».

Немцы прозвали «Ил-2»  «чёрной смертью», «летающим танком». Именно на таком и летал Алексей Бородин. 

Следили за воздухом

Мария могла бы стать героем повести «А завтра была война». Летом 1941 года она окончила 10 классов. В мае 1942-го пошла добровольцем на фронт, прошла трёхмесячные курсы стрелков-оружейников. В 504-м авиационном полку их было 12 девушек.

«На  самолёте было два люка для подвески бомб, в которых помещалось до 500 кг. Бомбы были по 25, 50, 100 и 250 кг. Подвешивали вдвоём, иначе было не подступиться. Подвешивали восемь реактивных снарядов, заряжали две пушки, три пулемёта», – рассказывала Мария. Это её воспоминания сохранили в музее. Лётчики летали и днём и ночью, по 5–6 раз в сутки. Девчата не успевали поесть, не всегда удавалось поспать. Но тяжелее было не это.

Мария.
Мария Бородина (справа). Фото: Пензенский краеведческий музей

Мария признаётся: одним из самых страшных моментов была переправа под Сталинградом. К Волге оружейницы подошли после 20-километрового марша. Уставшие, голодные. Перед отправкой на другой берег они узнали: немецкие самолёты подбили три баржи с военными.

«Страшно, когда бомбят на земле, ещё страшнее, когда бомбят на воде, а ты не умеешь плавать. Но нам стало не по себе, когда узнали, что с нами поплывут детишки двух-трёх лет, малыши из детского дома, – признавалась Мария. – До сих пор помню, как мы их передавали друг другу по цепочке, грузили на баржу.  Стиснув зубы, следили за воздухом, смотрели в небо и думали: только бы доплыть, только бы довезти их…»

Девушки довезли малышей. Но бои в небе над Сталинградом разворачивались страшнейшие. Алексей в них участвовал.

«А внизу сплошные пожарища»

«Небо буквально кишело вражескими самолётами, – вспоминал события августа 1942-го дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Владимир Лавриненков. – Мы знали, что рядом действуют лётчики соседних полков, однако видели перед собой только вражеские машины, а внизу сплошные пожарища».

Истребителей для прикрытий штурмовиков не хватало. «Ил-2» летали без них. Себя не жалели. В одном из боёв пятерка штурмовиков, одним из которых управлял Алексей Бородин, смогла прорваться за линию фронта и разбомбить колонну врага. Но два самолёта подбили, сильно повреждена была и машина Бородина. Он совершил аварийную посадку и пробился к своим. 

13 сентября в составе девятки его «Ил-2» штурмовал большое скопление техники и живой силы противника в районе Воропаново – Песчанка. Зенитки врага били нещадно. Лётчики уничтожили и повредили до 15 танков, около 30 автомашин. На машине Бородина были повреждены руль поворота и глубины, самого лётчика ранили в голову. Но опять он смог посадить самолёт на своём аэродроме.  

1 мая 1943-го «за образцовое выполнение боевых заданий.. и проявленные  отвагу и геройство» Алексею Бородину присвоили звание Героя Советского Союза. А ещё в 1943-м он женился.

Иван Купала

Дело было на Брянском фронте в день Ивана Купалы. Бойцы вспомнили о нём случайно. Начались шутки, стали брызгаться водой: героям-лётчикам и девушкам-оружейницам было около 20 лет, молодость брала своё. К Марии ближе всего был лейтенант Бородин. 

«Из кружки я брызнула на него, а он постарался и облил меня всю. Кажется, я тогда и заметила, что глаза-то у него голубые-голубые. С тех пор мы и потянулись друг к другу», – писала в своих воспоминаниях Мария. Она ждала возвращения Алексея из каждого вылета, переживала, когда самолёта долго не было.

«Вот возьмём вас и поженим», –  в шутку предупредил командир полка. Ребята поженились сами в конце 1943-го. 

«Свадьба была весёлой и запомнилась на всю жизнь», – писала Мария. 

Судьба была к ним благосклонна, они оба остались живы. После Победы Алексей окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, в отставку ушёл в 1963 году в звании полковника. С женой, начиная с тех страшных фронтовых лет, они не расставались, жили в Пензе. 

Доктор исторических наук, профессор кафедры «История России и методика преподавания истории» историко-филологического факультета Пензенского госуниверситета Евгений Воейков:

– Интенсивная подготовка СССР к войне велась примерно с 1930 года и вплоть до июня 1941-го. Происходило интенсивное насыщение Красной армии новыми самолётами. Лётчики в СССР были элитой советского общества, не случайно их называли «сталинскими соколами». Но к началу Великой Отечественной войны ВВС Советского Союза существенно уступали немецким люфтваффе. Причин было много.

Конструкторская и промышленная база Германии во второй половине 1930-х гг. заметно превосходила аналогичную в СССР. Не следует забывать, что авиапромышленность СССР 1920-х гг. производила самолёты в незначительном количестве: 327 шт. – в 1924-м, 644 шт. – в 1927-м. В годы первой пятилетки началось ускоренное производство военных самолётов (2,4 тыс. шт. в 1932 г.), но количественные и качественные показатели заметно отставали от потребности ВВС. Серьёзные трудности у советских конструкторов были с разработкой авиамоторов. В предвоенном СССР не хватало электроэнергии, поэтому производство алюминия осуществлялось в недостаточных количествах; в результате многие части самолётов (крылья, фюзеляж) изготовлялись из авиафанеры вместо дюралюминия. Сильной стороной германского авиапрома был высококвалифицированный персонал и отличная организация труда.

Серьёзной проблемой Красной армии накануне войны стал низкий уровень подготовки лётчиков. Ускоренные выпуски военных училищ в предвоенные годы давали недостаточно подготовленных пилотов. В связи с высокой аварийностью накануне войны в Красной армии сократили количество полётов. Не хватало аэродромов в западной части страны, что привело к скучиванию авиации на приграничных военных аэродромах в начале июня 1941 г.

Советские лётчики не успели освоить поступившие в войска в конце 1940 – начале 1941 гг. новые модификации самолётов «Як-1», «Ил-2» и др. На самолётах СССР, в отличие от немецких, в 1941 г. отсутствовали радиостанции, что делало невозможным нормальное взаимодействие экипажей в бою.

В первые недели войны значительная часть самолётного парка Красной армии была выведена немецкой авиацией из строя за счёт регулярной бомбардировки аэродромов, быстрое продвижение частей вермахта обычно не позволяло эвакуировать подбитую авиатехнику.

В воздушных боях лета 1941 г. лётчики Красной армии часто проигрывали немецким из-за недостаточного уровня лётной подготовки и боевого опыта. Восполнить понесённые в 1941 г. потери авиапромышленность СССР сумела только к концу 1942 г. (не следует забывать, что десятки заводов Наркомата авиапромышленности были эвакуированы в восточные районы). Поэтому завоёванное летом 1941 г. господство в воздухе немецкие ВВС удерживали вплоть до 1943 г. Но уже в 1941–1942 гг. были заложены основы будущей победы советской авиации в борьбе за господство в воздухе. Из месяца в месяц нарастал выпуск штурмовика «Ил-2», заметно превосходившего немецкие аналоги. Конструктор Лавочкин учёл недостатки модели «ЛаГГ» и создал удачный истребитель «Ла-5», Яковлев всю войну совершенствовал свои «Яки» («Як-3», «Як-7», «Як-9»).

Выжившие в страшных боях лета и осени 1941 г. лётчики Красной армии сумели стать высокопрофессиональными пилотами и передать свой боевой опыт молодому пополнению. В итоге уже в 1944 г. немецкая авиация оказывать заметное воздействие на ход боевых действий не могла.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах