Корреспондент «АиФ» проследил родословную Деда Мороза.
Из глубины веков
Образ Деда Мороза с детства был знаком всем советским, а затем и российским детям, по книгам, фильмам и мультипликации – величественный старик с белой бородой, одетый в красную или голубую шубу, держащий в одной руке ледяной посох, а в другой – мешок с подарками. Официальный сайт российского зимнего волшебника утверждает, что тот ведет свою историю с 1840 года, когда в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» писателя Одоевского была опубликована рождественская история «Мороз Иванович».
Впрочем, историки могут поспорить с этим моментом родословной кудесника как единственно верным. В 19-м веке высшие сословия Российской империи пытались скопировать у жителей Европы «рождественского деда», который бы раздавал подарки детям. В противовес Западу при императоре Александре Втором предпринимались попытки сделать гостем новогодних елок немецкого «старого Рупрехта» (1860), который первоначально был помощником Санта Клауса на костюмированном шествии в Нюрнберге, и Дедушку Николая, спустившегося в небес Божьего угодника (1870). Однако традиция не прижилась.
К 1886 году сказка «Морозко» обрела широкую популярность в России и стала известна за рубежом, после того, как Валерий Каррик перевел ее на английский язык под названием «Король Мороз». Дед Мороз стал полноценным участником рождественских представлений, но дальше грянула революция, и зимнего волшебника запретили как классово чуждый пролетарским детям персонаж.
Реабилитировали дедушку в середине 30-х годов 20 века. 28 декабря 1935 года в статье «Правда» была опубликована статья члена Президиума ЦИК СССР Постышева, где он предложил организовать для советских детей новогоднюю программу. Уже в январе 1937 года Дед Мороз официально обрел внучку Снегурочку и вместе с ней приветствовал гостей на большом празднике в московском Доме Союзов.
Дикие предки
Такая родословная Деда Мороза – не что иное, как грамотный пиар-ход. В народных легендах раздающий подарки добрый волшебник изначально был грозным ( не сказать бы – злобным!) духом холода, олицетворением самой смерти, носившим в разных областях страны разные имена – Студенец, Трескун, Карачун, Морозко. От такого и подарков не надо – живым бы уйти! Традиционная игра с криками «Заморожу-заморожу!», в которой каждый детсадовец участвовал на праздничных утренниках, - это отголосок страхов наших прапрапрадедов перед наступившей зимой.
Карачун отмечал свой праздник в день зимнего солнцеворота – 22 декабря. В его честь восточные славяне пекли одноименный пирог. Выглядел дух холода как лохматый старик громадного роста, которому прислуживали волки и медведи-шатуны. Но самое главное – у древнего Мороза был… хвост! Зеленого цвета.
Понятно, что эта пикантная деталь не очень укладывалась в образ раздающего подарки дедушки. Поэтому, к примеру, Алексей Толстой в сказке «Морозко» описывает приход зимнего кудесника к замерзающей в лесу несчастной падчерице так: «Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?». «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка» - отвечает она».
А вот устный вариант сказки, передающийся из поколения в поколение, записанный фольклористами в Вологодской области со слов местной долгожительницы: «Морозко по елке поскакивает, зеленым хвостом подворачивает, девицу в лоб поколачивает: «Девица, тепло ли? Красная, тепло?» - «Бог, тепло, и Христос, тепло, маленьки божоночки подтяпливают!».
Хвостатые родственники
А теперь давайте вспомним, у каких еще сказочных персонажей есть хвост. Морских обитателей не берем (вряд ли Дед Мороз родственник Русалочке), а вот среди лесных жителей найдется немало хвостатых. Так, хвост, а еще мохнатые лапы и маленькие рожки есть у лесной и болотных кикимор.
В древнерусской «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке», датируемой 17-м веком, кикиморой именуется встретившийся путешественникам, бредущим из Костромы в Москву, «некий бес в женском обличье, простоволосый и без пояса», хвост которого торчит до самого неба. Кстати, в вологодском варианте сказки «Морозко» дочь старика по приказу злой мачехи оказывается в лесу «нага, боса и без пояса». Не исключено, что Мороз обратился к ней потому, что сначала принял девушку за свою родственницу – лесную нечисть.
Хвостат и русский леший. Впрочем, он многолик – это и лесной человек, и животное, и растение, и вихрь, и безликий дух. Больше всего на скачущего по деревьям Морозко похожи норвежские тролли – сходится даже цвет хвоста.
Скандинавское сказание о Пер Гюнте рассказывает, как охотник встретил в лесу «женщину в зеленом плаще». Влюбленный сразу же женился на прекрасной незнакомке, которая оказалась дочерью правителя троллей, кобольтов, леших и ведьм. Молодоженам преподносят прекрасный дворец и много богатых подарков, однако при ближайшем рассмотрении дворец оказывается пещерой, серебряная посуда – старыми ведрами, драгоценные камни – гнилушками, а красавица-невеста оборачивается хвостатой уродиной с зеленой кожей, отчего жених в ужасе уходит странствовать по свету, куда глаза глядят.
Так что подарки Деда Мороза обязательно нужно заслужить хорошим поведением. Кто знает, что в противном случае даст нам волшебник, не так давно стучавший в лесу хвостом по елкам - вдруг он решит взять пример со своих иностранных родственников-обманщиков?