Примерное время чтения: 2 минуты
49

Почему этой зимой дороги особенно скользкие?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Пенза 07/02/2024
Категория:  Общество Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 07/02/2024

Что в этом году происходит с нашими дорогами? Я на новой шипованной резине не могу въехать в горку, на которую раньше легко заезжал. Даже троллейбусы буксуют. Но дороги вроде бы посыпают…

О. Родионов, г. Пенза

Ответ эксперта

Отвечает заведующий кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях» Пензенского филиала МГУТУ им. Разумовского, кандидат технических наук Игорь Гарькин:

«Надо различать фрикционные материалы и противогололёдные. Первые призваны увеличивать трение между протекторами и поверхностью. Как правило, фрикционные материалы изготавливают из измельчённых в крошку гравия, щебня и шлака. 

Скользко в гололед
Скользко в гололед Фото: АиФ/ Александр Фирсов

Противогололёдные же реагенты по своей задумке должны мешать образованию уплотнений снега и гололёда на дорогах. При этом они не способны топить лёд в буквальном смысле, а всего лишь понижают температуру замерзания воды. Происходит это по причине того, что растворённые реагенты мешают образовываться кристаллическим решёткам в молекулах воды. То есть из жидкого состояния в твёрдое она перейдёт не при 0°C, а при минусовой температуре. А вот насколько сильно понизится точка замерзания воды, в которой растворён реагент, зависит от природы вещества и от его концентрации. Чем она больше, тем ниже сдвигается температура замерзания.

Кстати
Для каждого вещества существует эвтектическая точка — максимально низкая температура, при которой начинает замерзать его водный раствор. Для хлорида натрия (поваренной соли) такая точка –21,1°C. При этой температуре станет льдом вода, в которой 23,3% соли. Больше при таких низких температурах просто не растворится. Для хлорида магния это –33°C (и в растворе будет 21,6% MgCl2).

По существующим нормам на один квадратный метр поверхности можно высыпать не больше 2 килограммов соли за сезон (за один раз квадратный метр можно подсаливать примерно 15–25 г соли). При понижении температуры воздуха для борьбы со льдом потребуется больше соли, что делать запрещено. 

Поэтому если зима не слишком морозная, то соль и реагенты справляются со своей задачей. Однако при долгом периоде очень низких температур они становятся бесполезными. Поэтому в крепкие морозы лучше всего не пользоваться личным транспортом, даже новая шипованная резина может не спасти от заноса».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах