Как встречали Новый год во времена наших прадедов – выяснял корреспондент «АиФ-Пенза».
Новогодняя география
«В дореволюционное время праздник в Пензе делился как бы на два уровня, на два круга, - рассказывает историк и краевед Александр Тюстин. – В первый круг входили дворяне – представители высоких родов, знатных фамилий. Им был отведен центр города, где проходили балы-маскарады, устраивались танцы и проводились новогодние елки. А вот на окраинах гуляли люди пониже рангом – мещане и крестьяне».

Как такового «центра новогодья» в городе не было. Дворянские гуляния помещались, как правило, в тех зданиях, где были устроены большие и светлые залы с высокими потолками – в губернаторском и архиерейском домах, в особняке Панчулидзева, в Дворянском собрании. Низшим сословиям отводились площади – соборная и базарная, царившая прежде там, где сегодня располагается центральный рынок.
Но самые широкие, самые богатые гуляния традиционно устраивались в усадьбах двух старинных и влиятельных дворянских фамилий: Голицыных и Куракиных. И те, и другие были известны своей тягой ко всевозможным роскошествам в обычное время – что уж говорить о праздниках?
Так, например, Голицыны расставляли по поместью сотни наполненных маслом плошек. В новогоднюю ночь погруженные в масло фитили поджигались – и поместье озарялось сиянием, похожим на сияние звезд.
«Шика празднику добавляло еще и то, что оба рода – и Голицыны, и Куракины – имели личные оркестры, - добавляет Тюстин. - Роды же поменьше и победнее – например, Устиновы, жившие, кстати, в непосредственном соседстве с Голицыными – довольствовались игрой приглашенных музыкантов».

Сено и мотыга
Совсем по-другому справляли Новый год на окраинах, где жили представители низких сословий. Если дворянство даже в праздники старалось сохранять благочинность, то простой люд веселился вовсю. Уходящий год провожали целыми дворами, а случалось, что и целыми улицами. Обычным делом были действа сродни маскараду – большие всенародные гуляния, участники которых рядились в самодельные костюмы: кто в петуха, кто в медведя, кто в поросенка, а кто и вовсе в неведомое чудище.
Под скатерку на праздничном столе обязательно клали клочок сена – в память о том, что Иисус Христос родился в яслях, из которых кормили скотину. А под стол ставили старую мотыгу или топор с железным лезвием – чтобы не забыть о твердости духа, которую обязательно нужно будет проявить в новом году.
Как и в наши дни, неотъемлемым атрибутом праздника в царское время была богато украшенная елка. Елки, как правило, тоже ставились в праздничных залах. И были именно елками – высокие, стройные, разлапистые, макушкой они нередко касались потолка, к которому крепились веревками, спрятанными под пышной хвоей. Обязательным украшением были горящие свечи – это забаву в Россию привезла императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии.
Елочная мода
Не чужд был город и столичной праздничной моде.
«В Пензе очень любили украшать праздничную елку грецкими орехами, - продолжает Александр Васильевич. – Накануне Нового года их привозили сюда целыми вагонами. Потом орехи красились – либо оборачивались фольгой – и подвешивались на еловые лапы за позолоченные ниточки».
Ставить елки на улицах тоже стали не сразу – ушлый городской люд быстро обирал новогодних красавиц, растаскивая по домам орехи и пряники. Но бывали и исключения: праздник людям охотно дарил, например, купец Финогеев, державший на Московской несколько респектабельных магазинов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть