Как встречали Новый год во времена наших прадедов – выяснял корреспондент «АиФ-Пенза».
Новогодняя география
«В дореволюционное время праздник в Пензе делился как бы на два уровня, на два круга, - рассказывает историк и краевед Александр Тюстин. – В первый круг входили дворяне – представители высоких родов, знатных фамилий. Им был отведен центр города, где проходили балы-маскарады, устраивались танцы и проводились новогодние елки. А вот на окраинах гуляли люди пониже рангом – мещане и крестьяне».
Как такового «центра новогодья» в городе не было. Дворянские гуляния помещались, как правило, в тех зданиях, где были устроены большие и светлые залы с высокими потолками – в губернаторском и архиерейском домах, в особняке Панчулидзева, в Дворянском собрании. Низшим сословиям отводились площади – соборная и базарная, царившая прежде там, где сегодня располагается центральный рынок.
Но самые широкие, самые богатые гуляния традиционно устраивались в усадьбах двух старинных и влиятельных дворянских фамилий: Голицыных и Куракиных. И те, и другие были известны своей тягой ко всевозможным роскошествам в обычное время – что уж говорить о праздниках?
Так, например, Голицыны расставляли по поместью сотни наполненных маслом плошек. В новогоднюю ночь погруженные в масло фитили поджигались – и поместье озарялось сиянием, похожим на сияние звезд.
«Шика празднику добавляло еще и то, что оба рода – и Голицыны, и Куракины – имели личные оркестры, - добавляет Тюстин. - Роды же поменьше и победнее – например, Устиновы, жившие, кстати, в непосредственном соседстве с Голицыными – довольствовались игрой приглашенных музыкантов».
Сено и мотыга
Совсем по-другому справляли Новый год на окраинах, где жили представители низких сословий. Если дворянство даже в праздники старалось сохранять благочинность, то простой люд веселился вовсю. Уходящий год провожали целыми дворами, а случалось, что и целыми улицами. Обычным делом были действа сродни маскараду – большие всенародные гуляния, участники которых рядились в самодельные костюмы: кто в петуха, кто в медведя, кто в поросенка, а кто и вовсе в неведомое чудище.
Под скатерку на праздничном столе обязательно клали клочок сена – в память о том, что Иисус Христос родился в яслях, из которых кормили скотину. А под стол ставили старую мотыгу или топор с железным лезвием – чтобы не забыть о твердости духа, которую обязательно нужно будет проявить в новом году.
Как и в наши дни, неотъемлемым атрибутом праздника в царское время была богато украшенная елка. Елки, как правило, тоже ставились в праздничных залах. И были именно елками – высокие, стройные, разлапистые, макушкой они нередко касались потолка, к которому крепились веревками, спрятанными под пышной хвоей. Обязательным украшением были горящие свечи – это забаву в Россию привезла императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии.
Елочная мода
Не чужд был город и столичной праздничной моде.
«В Пензе очень любили украшать праздничную елку грецкими орехами, - продолжает Александр Васильевич. – Накануне Нового года их привозили сюда целыми вагонами. Потом орехи красились – либо оборачивались фольгой – и подвешивались на еловые лапы за позолоченные ниточки».
Ставить елки на улицах тоже стали не сразу – ушлый городской люд быстро обирал новогодних красавиц, растаскивая по домам орехи и пряники. Но бывали и исключения: праздник людям охотно дарил, например, купец Финогеев, державший на Московской несколько респектабельных магазинов.