В марте 1873 года русский художник Илья Репин представил своё полотно «Бурлаки на Волге». Краеведы до сих пор спорят: могли ли среди героев картины оказаться пензенцы. Такие предположения не случайны. В XIX веке сурский край называли бурлацким, ходили легенды о необыкновенных силачах, рождавшихся на нашей земле. Подробности в материале penza.aif.ru.
Бурлаки без реки
На первый взгляд кажется, что сурский край не может быть связан с бурлачеством. Пензенский участок Суры не являлся важным торговым маршрутом, сама река была небольшой и мелкой для больших купеческих судов. Но в списке уже исчезнувших с карты населённых пунктов встречается посёлок Бурлак, который находился на территории современного Городищенского района. Правда, появился он только в первой четверти XX века, когда бурлацкий промысел уже не был так востребован, как раньше. А в XIX веке многие пензенцы собирались в бурлацкие артели и шли в города, стоявшие на Волге.
«В те годы в регионе наблюдалось перенаселение. И не все могли найти себе работу рядом с домом. По этой причине примерно 10% мужчин занимались отхожим промыслом - в том числе бурлачеством», - рассказывает председатель Союза краеведов России Владимир Первушкин.
Работа у бурлаков была тяжёлая – тащить огромные баржи против течения реки. Но и оплата по тем временам считалась отличной. Сохранились воспоминания о том, что иной бурлак мог привезти домой до 50 рублей – огромные по тем временам деньги. Также наниматель полностью обеспечивал своих работников питанием и проживанием, а иногда не скупился и подать пару штофов вина.
Кстати, в нескольких источниках описывается то, что желание написать картину «Бурлаки на Волге» пришло к художнику Илье Ефимовичу Репину во время совместной прогулки на пароходе с Константином Савицким, будущим директором Пензенской картинной галереи и художественного училища. Увидев группу крестьян, тащивших тяжелую баржу, Илья Репин проникся идеей создания будущего произведения.
Опаснее пиратов
О бурлаках из пензенского края осталось мало воспоминаний, но те, что сохранились, превратились в настоящие легенды. Например, чудо-бурлака по имени Никита Ломов сравнивали с былинными Микулой Селяниновичем и Ильёй Муромцем.
В Нижнеломовском краеведческом музее рассказывают об исторических источниках, которые утверждают: рост Никиты составлял 208 сантиметров. Ел он, что называется, за четверых: чудо-работнику хозяева выдавали четверной паёк. И силушка у него была богатырская.
О ней слагали невероятные рассказы. Вот лишь несколько из них. Бывало, что Никитушка забавлялся с товарищами. Спорил на половину штофа (около половины литра) водки на то, что, взяв в руки по девятипудовому кулю, обгонит всех бурлаков, бегущих рядом. И ни разу из этого спора он не вышел проигравшим.
В другой раз он въехал с возом на постоялый двор. А в это время купцы рядом свои возы поставили. Понадобилось Никите отправляться дальше в путь, а проезд его возу перекрыли. Тогда Ломов просто раскидал во все стороны чужие телеги и уехал.
Под покровом темноты к судну подплыла лодка с разбойниками, всего их было около двадцати человек. Заметил их часовой, но будить товарищей не стал, распорядился по-своему: взял шест и спрятался. Как показалось десять голов, он размахнулся шестом и ударил. Пиратов словно ветром сдуло. Полезли другие, но и они отправились за предшественниками. Туркмены быстро поняли, что добычей здесь не пахнет, и стали грести подальше от судна. Но уйти безнаказанными не удалось. Ломов утопил лодку с нападавшими – метнул в них запасной якорь.
Наутро бурлаки проснулись, выслушали от пензенца историю того, что он творил в ночи, и спросили: «Что же ты нас не разбудил?». «Да чего будить-то? – отвечал Никитушка. – Я сам с ними управился».
Якорь на ворота
Другой раз Ломов наказал не разбойников, а волжского купца. Шёл Никита со своей артелью берегом к одному уездному городу. Видит: около воды мужики возятся. Оказалось, купчина их нанял якорь вытянуть. Цена работ - три рубля. Добряк-богатырь решился помочь. Пару раз потянул и выворотил якорь весом в 25 пудов (почти 400 кило) из земли.
Правда, владелец якоря такой помощи не оценил и накричал на Ломова: «Ты зачем им помогал? Я тебя рядил?» Вынул вместо трёх один рубль и отдал мужикам. Те чуть не плачут. «Будет с вас!» - ответил купец. И удалился домой.
Тогда Никитушка нашёл способ отомстить скупердяю. Взялся за якорь и потащил его, словно плуг, к дому купца. Тем, кто встречался на пути, оставалось только креститься, завидев эту невероятную картину. Дошёл Ломов до хоромов купца, закинул якорь на ворота и вернулся к мужикам. «Ну, братцы, теперь он и тремя рублями не отделается. Снимать-то вы же будете! Смотрите, дёшево не берите!» - наказывал товарищам пензенец, получив за свои труды штоф водки.
Как закончил свою жизнь чудо-богатырь, осталось неизвестным. По одной из самых распространённых версий, он утонул.
Легенда о Ломове ходила не только среди обычного люда. Один из самых известных персонажей произведения Николая Чернышевского «Что делать?» студент Рахметов, тренируясь, равнялся на Никитушку Ломовского. Позже очерки о Ломове публиковались в различных российских журналах.
«Да, многие истории про Никиту Ломова выглядят сказочными, преувеличенными, местами носят даже анекдотичный характер. Но здесь мы можем утверждать, что это реально существовавший исторический персонаж. В пользу этого аргумента говорит, во-первых, то, что у него есть конкретное имя. Во-вторых, часто указывается его малая родина - Виргинская волость Нижнеломовского уезда. Это слишком точные координаты для вымышленного персонажа! Тем более что в этом районе занимались плетением рыболовных сетей и бурлачество было распространено среди местных жителей. В-третьих, очень точно определён период его жизни – первая половина XIX века. Да, возможно, что истории о Ломове были приукрашены. Интересно и то, что в большинстве рассказов его противниками являются те, к кому большая часть жителей испытывала не самые приятные чувства: купечество, разбойники», - заключает Владимир Первушкин.
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.