Примерное время чтения: 6 минут
146

У тещи на блинах. Как отмечали Масленицу в Пензе в прошлые века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Пенза 22/02/2023 Сюжет Пензенская область. История в документах и судьбах

На этой неделе пензенцы отмечают один из самых любимых праздников – Масленицу. А как провожали зиму в прошлые века? 

Зять на порог - теща за яйца

«Масленица являлась последним зимним праздником в сельскохозяйственном календаре, праздновалась за неделю до Великого поста. Изначально у неё не было религиозной окраски, она связана с язычеством, а не с христианством.

 Для славян и народов, населявших территорию Пензенской области, это были проводы зимы и встреча весны. Священнослужители так и не решились запретить этот праздник и приняли в качестве «мясопустной» недели. Отсюда и идёт название «масленица»: на этой неделе мясо уже запрещалось, а вот молочные продукты ещё можно было употреблять», - рассказывает доктор исторических наук, председатель Союза краеведов России Владимир Первушкин

Масленицу праздновали неделю. И в каждый день был свой определённый ритуал. В среду зять со всем семейством приходил в гости к тёще, которая готовила угощения для каждого. Эта традиция позже найдёт отражение во многих поговорках, присказках. 
В пятницу уже тёща наносила визит зятю. Он должен был лично позвать любезную родственницу на блины. А если зятьев много, то всех будет обходить по старшинству. Если теща не соизволила прийти, то для зятя это был позор. 

Блин всему голова

Как и сейчас, главным украшением стола были блины. Блин символизирует приходящее солнце, и это блюдо пекли и мордва, и русские, и чуваши, населявшие регион.  

«Сейчас людей сложно удивить блинами – все ингредиенты под рукой, газовая или электрическая плита в каждом доме. А два столетия назад это было праздничное лакомство. В его составе есть и белая пшеничная мука, и яйцо, и молоко – далеко не самые распространённые продукты в рационе наших предков. Так что масленичных блинов ждали не меньше народных гуляний. Печь начинали всей семьей, с четырех-пяти часов утра. Для этого готовили несколько ведер с жидким тестом. Сохранилось немало прибауток на эту тематику, например: «Как на масляной неделе из трубы блины летели». А как ещё? Всю неделю домой будут приходить близкие, родственники. И всех надо досыта накормить!» - продолжает Владимир Первушкин. 

Тут стоит сказать о правилах этикета при таких посиделках. Никто сам не хватал блины из общей стопки и не мог объесться ими! Вот сядет глава семейства, тогда и даст по блину каждому, кто сидит за столом. Первый блин – себе. Потом – хозяйке. Ну и после - детям по старшинству. 

На таких посиделках ели только блины. В редких случаях на столе можно было увидеть закуски, заготовленные овощи, солёные грибы. Эти продукты ставили по возможности. А без блинов – нельзя! «У мордвы традиционным дополнением к блинам был мёд, считавшийся деликатесом и особым блюдом. Народы прошлого видели особый символизм в том, что у пчёл всё организованно и структурировано, как в обществе», - дополняет Владимир Первушкин.  

На таких вечерах обычно отдыхали, беседовали, пели песни. В 19 веке блины ели с чаем, но могли принести и алкогольные напитки: пиво, брагу. В те времена не напивались допьяну! В 17-19 веках очень большой вес имело общественное мнение. Каждый знал, если он напьётся на Масленицу так, что до дома дойти не сможет, то односельчане это не забудут и припомнят при удобном  случае. 

«Дворянские» блины мало отличались от крестьянских, разве что начинка была другая, например, чёрная икра или дефицитное в те времена варенье.

Мужики на колесе

Развлечения на масленицу были очень разнообразными. Одно из главных – катание на самодельной карусели. На деревянный столб надевали колесо, к которому приделывали легкие салазки или санки. Мужчины покрепче вращали колесо, и карусель приходила в движение. Посреди этой конструкции мог сидеть самый остроумный и бойкий парень, развлекающий катающихся частушками, шутками, прибаутками. 

Частым явлением были кулачные бои. В Пензе они проходили на Вшивой горе, в районе современной улицы Красная горка. Это место заслужило необычное название благодаря тому, что там находилась баня, в которую водили на помывку новобранцев. 

Устраивали как поединки, так и массовые бои. Бои «стенка на стенку» делились на три этапа. Сначала бились мальчики, потом неженатые парни, а потом уже взрослые мужики. Задачей было обратить в бегство противника. 

«Также были и поединки, для них существовало главное правило - противники не должны были таить друг на друга злобу! Это была не драка, не выяснение отношений, а демонстрация силы и удали. И после неё участники должны были обняться и помириться. Разрешали наносить удары только по корпусу, не трогать лежачего, прекращать схватку после серьёзных травм», - рассказывает Владимир Первушкин. 

Другая забава – строительство и штурм снежного городка. Сначала жители строили снежную крепость, благо материала для этого было предостаточно. Затем делились на две команды и начинался штурм, который мог длиться целый день. Это была далеко не «крестьянская забава». Местные дворяне и купцы с удовольствием могли принимать участие в снежной осаде или даже возглавлять ее. 

Кульминацией праздника было сожжение чучела зимы. Если сейчас у него наряды яркие, красивые, то раньше чучело одевали в ветхие, драные костюмы, обноски. На лице практически никогда не рисовали глаз. Это объясняется тем, что во многих культурах глаза придавали существу жизнь, наделяли его душой. 

Оставшийся от сгоревшего чучела пепел рассыпали по полям в надежде на хороший урожай. 

А упоминаний о том, что молодые парни лезли по столбу «за петухом», не встречалось. Возможно, это выдумка последних лет. 

Масленицу праздновали и в советские времена. В начале существования молодого государства с праздником ещё пытались бороться: устраивали антирелигиозные собрания, пропагандировали неприятие подобных обычаев. Однако в итоге решили праздник оставить, правда, слегка изменить его, убрав религиозную окраску. Стали отмечать его как «Проводы зимы». В Пензе торжественные гуляния проходили в парке имени Белинского. Также сжигали чучело зимы, пекли блины. Фотографии с этих торжеств ещё остались, всё очень напоминало нынешние гуляния. 
 
Так в прошлом веке праздновали Масленицу в Центральном парке культуры и отдыха им. В.Г. Белинского.
 
Упоминаний о том, что на Масленицу в Пензе молодые парни лезли по столбу «за петухом», не встречалось. Возможно, это выдумка последних лет. 

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.дзен.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах