Спектакль по мотивам поэмы Михаила Лермонтова «Тамбовская казначейша» от студенческого театра ПГУ «Кириллица» прошёл 25 января в Доме офицеров. Показывали его в малом зале, а всё потому, что сам спектакль по сути камерный.
Танцы под стук деревянных ложек
В центре повествования - провинциальный город, тихий и неприметный настолько, что приезд уланов считается по-настоящему знаковым событием. Среди действующих лиц приезжий улан, жена казначея, её супруг и множество других горожан. Все эти образы воплощают… три актёра с листами текста в руках и минимумом реквизита.
На маленькой сцене трое, обращаясь к зрителям, рассказывают курьёзный случай, который мог произойти едва ли не в любом уголек России XIX века. Описывая события, актёры одновременно являются и рассказчиками, и участниками повествования.
Впрочем, не только актёры задействованы в постановке. Зрителям в первых рядах раздали ложки, чтобы те в нужный момент создавали звуковые эффекты, а также листы с текстом, чтобы повторять вслед за актёрами отдельные фразы. Также в перерывах между действиями актёры приглашали танцевать зрителей, что дополнительно создавало вовлеченность.
Посмотреть вечером после работы
«Тамбовская казначейша» относится к тем произведениям Лермонтова, что не проходят в школе. По легенде, на её создание автора натолкнул услышанный по пути в Тарханы забавный случай: казначей проиграл супругу в карты.
«Само произведение по факту – анекдот, мы хотели передать его лёгкость, незатейливость сюжета. Говоря о классике, мы часто сталкиваемся с тем, что современный зритель банально не понимает текст, – рассказал режиссёр театра «Кириллица» Константин Бутин. – Классики писали о людях, а они не изменились за прошедшие столетия, так что классика всегда актуальна. Чтобы её лучше понимали, мы стараемся показывать её в разных форматах, в том числе и таком».
«Мне было некомфортно, – признался актёр театра «Кириллица» Никита Картавов. – Я не привык к такому близкому взаимодействию с залом, а здесь режиссёр поставил задачу: взять за руку, потанцевать, где-то подмигнуть, где-то обратиться к зрителю. Поначалу было сложно переходить через какие-то свои границы, но спустя пару спектаклей у меня уже нет сложности с этим. На мой взгляд, этот спектакль лёгкий, незатейливый, его приятно посмотреть вечером в конце рабочего дня в весёлой компании. И этой компанией станем не только мы, но и сами зрители».
«А мне наоборот такой формат понравился, – дополнил актёр театра «Кириллица» Максим Кузнецов. – Совсем не против такого общения со зрителями. Не особо комфортно было со стихотворным текстом, но здесь чтение с листа мы обыграли. С каждым спектаклем всё больше запоминается, много импровизируем. Даже больше, чем хотелось бы. Но это спектаклю только на пользу».