Премьера картины «Лермонтов» состоялась в Пензе 16 октября (после дня рождения поэта). Кино посетили как давние поклонники его творчества, так и те, кому было интересно посмотреть на Михаила Юрьевича с неожиданной для себя стороны. Это не удивительно, ведь фильм не биографический, показывает только один конкретный эпизод, и главную роль исполняет... стендап-комик, а не профессиональный актёр.
«Я всё чувствую»
Фильм описывает последние несколько часов жизни русского поэта — время до дуэли и своеобразную «подготовку» к ней, недолгий, но яркий поединок Михаила Лермонтова (Илья Озолин) с Николаем Мартыновым (Евгений Романцов), сцену гибели и маленький, но тёплый эпизод из жизни одной из современниц русского гения.
Помимо двух соперников в действии участвуют их общие друзья и знакомые. Во взаимодействии с ними Михаил Лермонтов — тот самый человек в компании, которого сторонятся, в некотором роде стесняются, но не могут с ним не общаться. Обсуждая Лермонтова между собой, они упоминают курьёзные случаи с ним, цитируют его неоднозначные, а порой и откровенно пугающие высказывания, указывают, что у него, мягко говоря, непростой характер. Сам же Михаил Юрьевич ведёт себя с ними порой отстранено, порой провокативно, и будто бы тяготится их обществом. При этом в эпизоде со своей кузиной он раскрывается с другой стороны, как человек, отчаянно нуждающийся в том, чтобы его поняли и приняли. Его фраза «Я всё чувствую» и глаза, в которых тлеет бесконечная печаль, говорят сами за себя.
Причина дуэли не названа прямо, но в качестве косвенного повода значится некая Эмилия Верзилина (Софья Гершевич), показывающая явную благосклонность к Мартынову и вполне однозначную антипатию к Лермонтову (в частности, она назвала его «уродцем, которого острый язык делает ещё уродливее»). Подготовка к дуэли тоже показана вполне однозначно: Мартынов охотится, готовясь атаковать, Лермонтов прощается с природой и животными, готовясь умереть.
Саму дуэль общие друзья Лермонтова и Мартынова пытаются остановить, уговаривая соперников помириться. Однако это невозможно, ведь Мартынов не намерен прощать Лермонтову его поведение, а Лермонтов не хочет за это поведение извиняться. Сама дуэль происходит очень быстро: всего один выстрел лишает поэта жизни. Далее следует очень сильная сцена: дождь и гроза, символизирующая скорбь по умершему, Мартынов на белом коне, спешно покидающий место дуэли, и секунданты, склонившиеся над телом поверженного поэта.
На контрасте с этой сценой тут же следует другая, где в солнечную погоду одна из знакомых Лермонтова вспоминает, как тот гостил у неё и её мужа. С ней Лермонтов тоже шутил, но без злости, а с явным желанием её развеселить. Также он поразил её одной странной, но забавной выходкой. Муж рассказчицы, увидев супругу обескураженной, назвал Лермонтова «русским гением», которого непросто постичь.
«Штрихи к портрету» и «история одной смерти»
После окончания фильма в кинозале остались зрители из книжного клуба «Обчитано», чтобы обсудить картину. Прозвучало множество мнений, часто противоположных, но был ряд моментов, в которых присутствующие по большому счёту сошлись.
Во-первых, почти все пришли к выводу, что Михаил Юрьевич в фильме — это лишь штрихи к портрету, а не полноценный образ. Да, действительно, многие современники описывали Лермонтова как внешне непривлекательного человека, который очень часто позволял себе неуместные, злые, а порой даже жестокие шутки, но это лишь одна из граней личности, далеко не все видели и знали его именно таким.
Во-вторых, образ его соперника большинство оценили положительно, оценив актёрскую игру, описав её как точную и проработанную. По мнению зрителей, актёру удалось показать образ решительного и принципиального Николая Мартынова, для которого честь — не пустые слова.
В-третьих, всем очень понравились кадры природы Пятигорска, долгие планы, позволяющие полностью насладиться красотой и богатством ярких и в то же время меланхоличных осенних пейзажей.
Также зрители отметили ряд исторических неточностей (сигарет в XIX веке не было, ровно, как и ковров с рисунком «как в советское время»), слишком медленный ход повествования (кто-то указал это как недостаток, кто-то, наоборот, посчитал это отличным режиссёрским ходом, через который он показал, как медленно идёт время перед дуэлью), неуместную постельную сцену (один из зрителей предположил, что её включили только для того, чтобы Лермонтов пошутил на эту тему) и трогательные кадры с животными (особенно впечатлила плачущая лошадь).
«Буквально вчера мы отмечали день рождения Михаила Юрьевича Лермонтова и просто не могли пропустить премьеру фильма, который стал таким своеобразным реверансом в сторону великого русского поэта, — прокомментировала основательница книжного клуба „Обчитано“ Мария Дунаева. — Мы (члены клуба) собрались очень быстро: кто-то пришёл из любви к поэту, кто-то из „спортивного интереса“, кто-то с желанием составить своё мнение о довольно спорной картине (мы знаем об отзывах московских зрителей, они были неоднозначными). Лично я не разочарована. Да, осталось некое послевкусие, к фильму есть вопросы, но это, я считаю, наоборот, только на пользу. Фильм рекомендую к просмотру, чтобы прикоснуться к этой философской, медитативной работе и составить своё собственное мнение».
«Фильм замечательный, — поделился впечатлениями зритель Александр Воропаев. — Понравилась режиссура, визуальные методы, которые использовались, понравилось, что главного героя „оторвали“ от классического образа и просто рассказали историю одного человека, историю одной смерти».
«Никто не знает подлинных обстоятельств этой роковой дуэли, есть много версий, — напомнила зрительница Елена Малышева. — Вот мы увидели версию режиссёра, который довольно деликатно нас в эту тему погрузил, показал своё видение. Было интересно погрузиться в атмосферу XIX века, увидеть людей того времени. Мне фильм понравился, рекомендую к просмотру».
Как сложилась жизнь Николая Мартынова после дуэли с Лермонтовым?
Не только поэт. Тактику поручика Лермонтова до сих пор использует спецназ
Обаяние искренности. Почему Лермонтов сначала был холоден с вдовой Пушкина
На смерть поэта. Потомки Лермонтова против вскрытия склепа
Анекдот в лицах. «Кириллица» показала «Тамбовскую казначейшу» Лермонтова