Примерное время чтения: 5 минут
96

«Интим не предлагать?» Соколов о конкуренции театра и кино, драме 18+

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Пенза 26/03/2025

27 марта отмечается Всемирный день театра. Правда ли, что сценическое искусство ориентировано только на избранного зрителя? Способны ли актёры, снявшиеся в кино, вернуться на подмостки? И как изменились театральные традиции за последние сто лет? 

На эти и другие вопросы ответил председатель Пензенского регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, руководитель литературно-драматургической части Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского Виталий Соколов.

Умирать не собирается?

Игорь Польских, penza.af.ru: Виталий Германович, 45 лет назад один из героев оскароносного фильма «Москва слезам не верит» пророчил, что спустя время не будет ни кино, ни театра, останется одно телевидение. Получается, предсказание не сбылось. Как вы думаете почему?

Виталий Соколов: Театр не умер и умирать не собирается – это живое, вечное, как человечество, но в то же время сиюминутное искусство. Любой спектакль неповторим! Кино снято на плёнку, сколько раз его ни смотри, всегда будет одно и то же. А спектакль каждый раз играется, пусть чуть-чуть, но иначе. Кроме этого, театр, в отличие от того же кино или телевидения, предполагает обмен энергиями между зрителями и актёрами, находящимися на сцене, – в любой сценической постановке обязательно одним из действующих лиц опосредованно является зритель или его энергия. Находясь наедине с экраном, на это, конечно же, рассчитывать не приходится. 

– Возможно, поэтому цитаты из фильмов уходят в народ больше, чем цитаты из спектаклей?

– Я бы так не сказал. Вспомните «Ревизора», «Горе от ума» и так далее. И опять же, цитата из того или иного фильма выходит именно из текста, произносимого актёрами, то есть из первоисточника. Хотя справедливости ради замечу, что и на съёмочной площадке рождаются крылатые фразы. Но в любом случае это в первую очередь слово, а не картинка.

– Кстати, в советское время были очень популярны телеспектакли. Почему сегодня эта форма донесения творчества не актуальна? 

– Время не стоит на месте. На смену телеспектаклям пришли онлайн-трансляции. Например, посетив портал «Культура.рф», можно увидеть сразу большое количество таких трансляций. Причём не только столичных, но и региональных театров. В том числе и спектакли нашего Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского. 

«Чтобы сцена не превращалась в стриптиз-клуб»

 – Если сравнивать театр столетней давности с театром сегодняшним, в чём главные отличия?

– Современный театр не стиснут никакими рамками, включая творческие. Сегодняшний театр по количеству форм, приёмов, жанров равен и даже обогнал все театры предыдущих эпох. Кроме этого, нынешний театр свободен от всего. По моему убеждению, театр просто обязан быть разным!

– Не так давно одна из театральных студий в Пензе показала полуоткровенный спектакль со знаком 18+. Допустима ли интимность со сцены?

– Откровенность откровенности рознь. Есть живые примеры того, как об откровенности можно говорить со сцены очень деликатно. То есть без похабщины. Если говорить с точки зрения закона, то и «Ромео и Джульетту» надо бы маркировать как 18+ сразу по нескольким причинам, к которым можно отнести, например, демонстрацию неуважения к семье и сам возраст героев, показывающих трепетные чувства. Надо чётко разделять похабщину ради похабщины и откровенность, имеющую своей целью донести до зрителя вполне конкретную смысловую нагрузку. Главное, чтобы всё это не было самоцелью и сцена не превратилась в стриптиз-клуб.

– Известно множество примеров, когда актёрами театра становились люди без специального образования и уже в зрелом возрасте. Насколько легко или сложно сегодня самому обычному человеку попасть на сцену, например, Пензенского областного драматического театра имени Луначарского?

– Научиться быть хорошим актёром невозможно. Даже если есть огромное желание, но нет таланта, путь на большую сцену человеку, скорее всего, будет заказан. Однако мои слова вовсе не означают вынесение некоего приговора – обязательно дерзайте и пробуйте себя в том, что вам нравится! Играйте на утренниках, в домашних постановках и так далее, возможно, что время приведёт вас к вершинам. Не забывайте о том, что талант – это только один процент способностей и 99 % труда. Если гениальными актёрами дано быть не всем, то просто актёром может быть каждый. Путь даже и для одного зрителя.

Про «золотые горы» и правила

– Сколько театров в Пензенской области и известно ли количество актёров, играющих в них?

– Профессиональных театров в области пять, всевозможных театральных студий, включая школьные и прочие коллективы, около семидесяти.

– Правда ли, что театральное сообщество не примет обратно актёра, засветившегося в кино? И есть ли примеры этого утверждения или подтверждения обратного в Пензенской области?

– Это абсолютно неверное мнение. Есть множество примеров, подтверждающих обратное. К ним можно отнести практически всю плеяду советских актёров 70-х и 80-х годов. Например, Андрей Миронов, который очень успешно и продуктивно совмещал съёмки в кино и игру на сцене. Разумеется, если мы не говорим об актёре, окончившем театральный вуз, но играющем исключительно в кино. В общем-то, здесь нет и не может быть общего правила, все истории индивидуальны. 

– В чём отличия столичного театра от театра провинциального?

– Принципиальных отличий нет. Любой репертуарный театр, имеющий постоянную труппу, работает по одним и тем же принципам. Другое дело, что в столичных театрах есть известные актёры, засвеченные в сериалах и на больших экранах. Разумеется, они привлекают дополнительное внимание зрителя. Скажу проще: между собой мы разговариваем на одном языке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах