Премьерный показ новой постановки режиссёра Кирилла Заборихина «Гамлет. Эпизоды» прошел в Пензенском областном драматическом театре имени А.В. Луначарского. Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Именно его наброски легли в основу новой интерпретации бессмертной пьесы Уильяма Шекспира.
Каприз и безумие
Интерпретация Кирилла Заборихина далека от классического подхода.Тут нет дословного следования тексту пьесы, реалистичных декораций и реквизита. Не зря спектакль носит приставку «Безумие юного принца в двух актах».
В «Гамлете» Заборихина действительно много того, из-за чего датский принц может показаться сумасшедшим. В самом начале постановки актер Андрей Кулаев, исполняющий главную роль, сидит перед четырьмя микрофонами, в каждый из которых говорит за разных персонажей. Как будто Гамлет разговаривает сам с собой. Андрей Кулаев создал нетипичный образ известного персонажа. Его Гамлет - это не возвышенный образ, полный духовных исканий и внутренних противоречий. Кулаев скорее играет капризного принца, совершающего безумства и высказывающий циничные идеи. И такая версия тоже имеет место быть. Нынешний зритель, возможно, поймет больше такого, «осовремененного» героя. Сам актер воссоздает этот образ впечатляюще, от Кулаева не оторвать глаз.
Три Офелии, и две Гертруды
В спектакле много элементов, которые запутывают зрителя и создают ощущение абсурда происходящего. Самый яркий пример: Офелию, возлюбленную Гамлета, играют сразу три актрисы. Также и с матерью главного героя, королевой Гертрудой. Одна из актрис, которая исполняет эту роль, - народная артистка РФ Галина Репная.
Происходящее можно воспринять как метафору спектакля. В оригинальной пьесе Шекспира есть эпизод, где Гамлет ставит постановку для короля, королевы и свиты. Но Заборихин укрепил эту мысль. В ряде эпизодов на весь зал из динамиков включались архивные аудиозаписи с размышлениями на тему «Гамлета» , природы театра. В этих открывках можно было узнать голос Владимира Высоцкого: в своем монологе он рассуждает о природе персонажа датского принца, ведь когда-то сам исполнял эту легендарную роль.
А в самом конце постановки звучит монолог советского режиссера Анатолия Эфроса. «Искусство – это когда неприлично», - говорил он. Это Кирилл Заборихин и показал: необязательно делать очередную постановку классики по правилам. Шарик в роли призрака покойного короля -почему бы и нет? Воспроизвести знаменитейший монолог «Быть или не быть, вот в чем вопрос» из динамиков на английском - легко!
Не секрет, что не все до единого зрители примут новый спектакль. Возможно, кто-то даже посчитает, что не надо ничего менять в Шекспире, и других авторах, ведь все уже написано. Но даже если уже всё написано, история все равно может играть разными красками. И режиссер Кирилл Заборихин прекрасно подтверждает это правило.