Дети в тени. Почему в Пензе заработки подростков остаются вне закона

Лето – это время отпусков и каникул. Но для старшеклассников и студентов - это  ещё и время найти работу. О том, что она должна быть оформлена по трудовому кодексу, вспоминают далеко не всегда.

   
   

В лагерь – не всем

По данным Министерства образования Пензенской области, в оздоровительную кампанию 2022 года запланировано обеспечить летний отдых для более 127 тыс детей.  Это практически столько же, сколько ребят от 7 до 17 лет. Чтобы все они отдыхали три смены, мест надо в три раза больше. Именно поэтому ажиотаж вокруг путёвок в оздоровительные учреждения начинается задолго до лета.  

Те, кому около 18, в лагерь и не стремятся. Они хотят работать. Вот здесь и начинаются проблемы. 

На 10 июня 2022 года на сайте Центра занятости населения указано всего 15 вакансий и 135 вакантных мест для лиц от 14 лет. В Кузнецке и Заречном требуются подсобные рабочие, в Камешкирском и Лунинском районах – рабочие по благоустройству населённых пунктов. На портале Работа России на данный момент 74 вакансии для подростков из Пензенской области.

По данным регионального минтруда на 17 июня, организовано временное трудоустройство для 998 подростков, на эти цели потрачено 383,3 тыс. руб. Они работают курьерами, подсобными рабочими, рабочими зеленого хозяйства и    помощниками социальных работников. Есть даже один промоутер. Из года в год наблюдается одна и та же тенденция: не так уж и много работодателей готовы трудоустроить у себя ребят, которым нет ещё 18 лет.  

«Вопрос трудоустройства школьников стоит остро, не только в нашем регионе, но и в других. Трудоустроить подростка – это хлопотно и малоэффективно. Неквалифицированный труд и без того мало популярен, среди подростков тем более. Чем может быть полезен 15-летний школьник? Даже если ему и найдётся задача по силам, сам процесс приёма на работу подростка сложный, наличие такого работника возлагает на работодателя дополнительную ответственность, нужно соблюсти все меры, предусмотренные законодательством. Если бы работодатели как-то поощрялись за то, что они помогают подросткам трудоустроиться, возможностей подработки у несовершеннолетних было бы больше», – сказала социолог, заведующая кафедрой ПГУ Анна Очкина.

   
   

Каждому - по труду?

Помимо трудоустройства через центр занятости, у ребят от 14 лет есть возможность найти рабочее место самим. Однако и здесь есть ряд сложностей. Корреспондент «АиФ»-Пенза» убедился в этом, когда позвонил по телефонам, указанным в нескольких объявлениях на интернет-сайтах, якобы предлагавшим место для подростков.

Так, например, на одном из порталов наиболее высокий месячный доход указан в объявлениях о наборе курьеров - от 37 до 104 тысяч рублей до вычета налогов и операторов кол-центров - до 32 тысяч рублей на руки. Оператору на телефоне предлагают от 15 до 27 тысяч рублей «чистыми». На самом деле заработать такую сумму для 15-летнего невозможно. На позициях, где оплата почасовая, сумма, полученная за работу, напрямую зависит от количества отработанных часов. У подростка оно ограничено законом. Что касается курьеров, ребята в день могут выполнить 1-2 заказа. Такими темпами 104 тысячи рублей уж точно не светит.

Есть и другая проблема, с которой неизбежно сталкиваются лица от 14 лет – их мало куда берут. Чем дальше потенциальный работник от совершеннолетия, тем больше вероятность, что места он не получит. 15-летний школьник запросто может устроиться раздавать или расклеивать листовки и получать за это до 3 тыс рублей в день (оплата сдельная, сколько листовок раздал, расклеил, столько на руки и получил). А вот в курьеры, например, его уже не возьмут, там в приоритете лица с 18 лет. Устроиться  работать в столовую мыть посуду – это тоже для тех, кто постарше, хоть в объявлении и указано «подходит для лиц от 14 лет». Корреспондент «АиФ»-Пенза» узнал, что это указание там стоит «просто так», и что «едва ли у 15-летнего школьника есть опыт для такой работы». А ведь так было не всегда.

«Я в 1982 году, будучи 9-классником, на каникулах устроился работать на предприятие, делал деревянные борта для машин. Работал с 8 до 16 часов, мне было 15 лет. Работа была сдельная, в итоге получил 160 рублей, неплохая сумма по тем временам. Раньше с трудоустройством было проще, потому что предприятиям выделялись квоты, плюс директор платил зарплату не из своего кармана. Сейчас если и устраивают куда, то больше по знакомству», – отметил доктор социологических наук, профессор Игорь Юрасов.

Несмотря на сложности с официальным трудоустройством в каникулы, несовершеннолетние работают, и работают много. Ребят можно увидеть на автозаправках, в общепите. 

Экс-руководитель Управления образования города Пензы Юрий Голодяев:
«Нет однозначного ответа, как подросткам лучше проводить лето: отдыхая в оздоровительном лагере или зарабатывая деньги. Всё зависит от того, чего хочет ребёнок. Задача взрослых – предоставить возможность и отдыхать, и работать».

«Не удивительно, что подростки в основном работают неофициально. У нас 30% рынка труда находится в тени. Вопрос теневого рынка занятости широко распространён в РФ. У этого явления есть как плюсы, так и минусы. Отрицательная сторона теневого рынка труда лежит на поверхности, такой рынок сложно регулировать юридически. Плюсы теневого рынка мы наблюдали, например, в разгар пандемии. Именно в кризис он развивается стремительно и, как это часто бывает, постепенно выходит из тени», – дополнил Игорь Юрасов.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте»«Одноклассники».