Примерное время чтения: 5 минут
800

«Прыжки в воду-моя жизнь!». Памяти легендарного тренера Владимира Пахалина

В прошедшем времени говорить о заслуженном тренере России по прыжкам в воду Владимире Пахалине - сложно. В своем последнем интервью корреспонденту «АиФ-Пенза» он рассказал о своих надеждах, планах и главной награде.

Начало

Владимир Васильевич Пахалин родился 5 марта 1947 года. Отец на войне был танкистом, дошел до Будапешта. Будущий заслуженный тренер России к спорту стремился с детства. В 21 год поступил на факультет физического воспитания в ПГПИ. И уже через год стал тренировать в областном Совете ДСО «Труд», а чуть позже - в ДЮСШ №2.

Путь Владимира Пахалина в спорт начался с его умения своими руками делать всевозможные приспособления для тренировок прыгунов в воду. Время продиктовало тогда необходимость придумки новых способов, новых тренажеров. Владимир Васильевич работал в то время на заводе и опытом изготовления разных конструкций обладал.

- Вот и позвали, - рассказывал Владимир Пахалин. - Знаете, а ведь после этого СССР на несколько лет лидером в мире по прыжкам в воду стал. Возможно, и моя заслуга в этом есть.

Позвал в 1982 году заслуженный тренер СССР Борис Кличенко, который тогда сказал, что «тот, кто обойдет всех в технических средствах обучения, тот станет победителем всех соревнований».

«Я уже к тому времени на Олимпиаде победила, - вспоминает советская и российская олимпийская чемпионка по прыжкам в воду с трехметрового трамплина, заслуженный мастер спорта СССР Ирина Бажина (Калинина). - В начале восьмидесятых с большим спортом решила закончить, на тренерскую работу пошла. И вот в тот момент в Пензе появилось наше тренерское «трио», благодаря работе которого и удалось в дальнейшем добиться больших успехов в прыжках в воду в мире».

По словам Ирины Владимировны, тогда они набрали огромную группу почти в сто человек - именно эти воспитанники в дальнейшем и заняли все пьедесталы в мировом спорте.

«Сложно переоценить вклад Владимира Васильевича в прыжки в воду, - продолжает Ирина Калинина. - Придуманные им приспособления для тренировок спортсменов используются до настоящего времени не только в Пензе и России, но и по всему миру. Я сама ходила к нему в зал, где он занимался моей физической подготовкой. Это был специалист высшей марки и эту потерю удастся восполнить не скоро. Его уход -настоящее горе. В нашей памяти Владимир Васильевич Пахалин останется навсегда».

Главная награда

В той группе воспитанников, набранной пензенскими тренерами, среди которых в первой половине восьмидесятых годов свое место прочно занял и Владимир Васильевич, оказалась худенькая девочка Юлия Пахалина.

«То, что дочь добьется в спорте больших успехов - было видно сразу по ее физическим данным, кондициям, - говорил Владимир Васильевич. - Конечно, моя главная награда - это дети, их успехи. Но без огромного труда вряд ли чего удалось бы добиться. Все-таки пахалины - от слова «пахать»!

Но выделять дочь Владимир Васильевич не любил:

«Если родитель - тренер, то самое главное для него - любить то, что он делает, знать, что эта деятельность - его призвание, - рассказывал Пахалин. - Но при этом, он ни в коем случае не должен своего ребенка выделять из других спортсменов - требования и условия должны быть ко всем одинаковые. У хорошего тренера все подопечные - его дети».

Олимпийский чемпион по прыжкам в воду, заслуженный мастер спорта РФ Игорь Лукашин:
«Эпоха Владимира Васильевича Пахалина, его дело, обязательно будет продолжено. К сожалению, он много не успел доделать, например, восстановить мягкие трамплины, которые помогли многим спортсменам добиться серьезных успехов. Но он успел главное – воспитать замечательных молодых тренеров, которые начатое им дело обязательно доведут до конца и продолжат».

Последнее интервью

Встречу с ним журналист «АиФ-Пенза» планировал давно, за полгода. Но что-то все окладывалось. Созвониться получилось в январе этого года.

- Владимир Васильевич, вопросы подготовил - прислать, может?

- А зачем?

- Ну мало ли… Может, на какие-то отвечать не захотите.

- Приходи, на месте решим.

Беседа состоялась в феврале в ДВС «Сура». Пахалин встретил в фойе. С собой он принес резиновые сланцы, чтобы корреспондент переобулся. Руку крепко пожал. И сам, без вступления, разговор начал:

- Много чего здесь сам сделал, своими руками.

Навстречу кто-то из работников комплекса попался:

- Василич, у тебя уголки пятидесятки есть?

- Приходи попозже - дам. У меня журналист сейчас...

На третьем этаже пахалинский «кабинет» - каморка с диваном, небольшим письменным столом и парой стульев. Основное пространство занято всевозможными железками, какими-то непонятными заготовками и разными банками с красками, растворителями и так далее. Видя интерес журналиста, поясняет:

- Это я трамплины мастерю, приспособления для прыжков разные. В этом смысле за сорок лет мало чего изменилось.

Владимир Пахалин любил говорить. И вспоминать. О смешном в том числе.

- Один раз меня на центральный канал судьей позвали - шоу устроили, где звезды с вышки прыгали. Смешные эти «звезды» оказались. Помню, один певец подходит ко мне после выставления оценок и спрашивает: чего это вы мне так мало за прыжок поставили. А я ему отвечаю: ты не прыгнул, а упал! Вроде бы больше он в этом шоу не участвовал.

Также Владимир Васильевич очень любил строить планы.

- Вот запомните - и пяти лет не пройдет, на Олимпиадах снова первые места наши будут, пензенские. Знаете, загадывать не боюсь - есть силы и желание. Все они, мои планы, разные. И большинство из них с работой связаны - сейчас это моя жизнь!

Оборвалась она 15 августа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах