Сегодня российский спорт - одна из горьких тем. В очередной раз наших спортсменов лишили права выступать на международных соревнованиях под российским флагом и исполнять российский гимн.
О причинах такого запрета, о победах своих воспитанников и об отличиях советского спорта от российского читателям «АиФ-Пенза» рассказал заслуженный тренер России Владимир Пахалин.
И папа, и командир
- Владимир Васильевич, кроме того, что вы заслуженный тренер, воспитавший олимпийскую чемпионку и неоднократного призера Олимпийских игр по прыжкам в воду Юлию Пахалину, вы и ее папа. Что важнее в воспитании чемпиона – быть хорошим отцом или хорошим тренером?
- Тренеры в отношении своих воспитанников, наверное, в чем-то должны быть строгими. Будучи еще и папой, делали какие-то поблажки дочери?
- Именно строгости быть не должно. Наоборот, отцу, который еще и тренер, проще помогать ребенку соблюдать необходимый спортсмену режим, а именно он является необходимым условием достижения побед.
- Что вы посоветовали бы любому отцу, который планирует вырастить из своего ребенка чемпиона?
- Если родитель - тренер, то самое главное для него – любить то, что он делает, знать, что эта деятельность - его призвание. Но при этом, он ни в коем случае не должен своего ребенка выделять из других спортсменов - требования и условия должны быть ко всем одинаковые. У хорошего тренера все подопечные – его дети.
О вмешательстве партии
- Ваш путь в прыжки в воду начался с того, что вас пригласили соорудить технические приспособления для тренировок спортсменов. Способствовало ли это новаторство спортивным победам?
- Да, необходимость усовершенствования тренировочного процесса возникла в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Но идея принадлежит не мне. Тогда один очень известный тренер сказал замечательную фразу о том, что «тот, кто обойдет всех в технических средствах обучения, тот станет победителем всех соревнований». Речь шла о всевозможных страховках, приспособлениях, позволяющих готовить сложные прыжки. Все это и было сделано, собрано собственными руками в Пензе. И да, в тот период наша страна стала лидером в мире по прыжкам в воду. Потом, конечно, и другие страны стали использовать дополнительные механизмы, и ситуация в этом виде спорта несколько выровнялась. Только не нужно все заслуги приписывать мне одному – это была работа большой команды настоящих энтузиастов, которых, кстати, сейчас меньше не стало. Просто у них стало меньше возможностей для воплощения в жизнь своих идей.
- Вмешивалось ли партийное и советское руководство в соревновательный процесс во времена СССР?
- В сами соревнования или тренировки – нет. Но, разумеется, во время каких-то зарубежных выездов команды «представитель» всегда присутствовал. Проводились и воспитательные беседы со спортсменами. Но относились они больше к патриотической тематике. Такие беседы, кстати, не помешали бы и сегодня.
О допинге и кофеине
- Как вы относитесь к тому, что некоторые спортсмены сегодня выбирают путь не тренировок и специальной подготовки, а извилистую тропинку применения допинга?
- Может ли так быть, что уличенные в употреблении допинга спортсмены на самом деле не виноваты или не знали, что принимают запрещенные вещества?
- Скорее всего, те, кто так говорит, лукавят. Но, конечно, не всегда. В моей практике был случай на этапе Кубка мира в Мексике. Там невероятно вкусный кофе! Моя Юлия в перерыве между прыжками выпила его чашку размером с наперсток. Кто-то из представителей немецкой команды обратил на это внимание и рассказал организаторам соревнований. После допинг-пробы у нее был выявлен повышенный кофеин – дочь из-за этого тогда дисквалифицировали на полгода. И почти сразу после этого вышло положение о том, что кофеин допингом не является. Но Юлия уже успела пропустить чемпионат Европы, что немцам, конечно, было на руку. Думаю, то, что происходит с российским спортом сегодня, выгодно в первую очередь нашим спортивным конкурентам. В западных странах существуют два мерила государственной мощи – количество ракет и количество олимпийских медалей.
- И в СССР был такой случай. На Олимпиаде-60 Ирина Пресс выиграла золотую медаль в беге на 80 метров с барьерами, а ее сестра Тамара стала чемпионкой среди женщин в толкании ядра. Свой успех они повторили через четыре года на Олимпиаде в Токио, после чего, с введением гендерного теста, они из спорта неожиданно ушли. И только несколько лет назад стали говорить, что сестры Пресс на самом деле вполне могли быть братьями. Если за победу платится цена, не связанная с тренировками, подготовкой спортсмена и так далее, то это уже не спорт! Некоторые сейчас говорят, что спорт – это война. В том смысле, что в нем всегда кто-то кого-то стремится победить. Но ведь даже на войне есть запрещенные методы.
О зяте и дорогой награде
- Юлия в настоящее время живет в Америке, в Хьюстоне. Часто ли получается увидеться?
- Да, дочь приезжает каждое лето. Правда, сейчас из пандемии – видимся только по видеосвязи.
- Не секрет, что отцы всегда очень критичны по отношению к своим зятьям. Муж Юлии вам понравился сразу?
- Не мне с ним жить. Главное, чтобы ей нравился. С виду - нормальный мужик. К сожалению, особенно разговориться с ним не получилось, так как по-русски он не говорит. Дочь приняла веру мужа (мусульманство), ее жизнь складывается отлично, и я ей горжусь.
- Владимир Васильевич, вы награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, орденом Дружбы народов. А какая награда для вас самая ценная?
- Самой ценной была та, когда моя дочь стояла на пьедестале. Ее любовь, ее благодарность в совокупности со слезами радости и гордости всех болельщиков – это и есть счастье.