Заморозка не спасет
Нельзя ли заморозить тарифы на период кризиса? С этим вопросом мы обратились к руководителю управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Наталье Клак.
«Есть постановление правительства России, в рамках которого мы и действуем, - говорит Наталья Владимировна. - Наше управление – всего лишь инструмент, ценовой регулятор, который создан для сохранения баланса интересов между производителем и потребителем услуг».
Управление по регулированию тарифов получает предельные индексы роста тарифов, которые устанавливаются федеральной службой по тарифам и разрабатываются совместно с министерством экономического развития России. Выше установленных индексов тариф на тот или иной вид услуги устанавливать нельзя.
«Представьте, что тарифы два-три года повышать не будут, - включается в нашу фантазию собеседница. - В тарифе заложены практические все составляющие существования ресурсоснабжающих организаций, начиная от модернизации предприятия и затрат на амортизацию оборудования, заканчивая зарплатами сотрудникам и покупкой канцтоваров. Все это прописано в законе. А кто тогда, остановит рост цен на газ, электрическую энергию? Заморозит инфляцию? Или вычеркнет индексацию оплаты труда? Хочу отметить, что управлением осуществлено увеличение тарифов ниже инфляции. В нашем регионе тарифы на услуги ЖКХ одни из самых низких среди субъектов ПФО».
Наталья Клак объясняет, что в тарифе – порядка двух десятков составляющих. Поэтому, когда ресурсноснабжающие организации приносят свои расчеты, их тщательно проверяют. Затраты могут быть необоснованными. К примеру, необоснованное премирование работника или использование служебного транспорта в личных целях.
Не всегда ресурсоснабжающие организации соглашаются с принятыми тарифными решениями. Случается, что обращаются в суд с заявлениями об отмене приказов управления, полагая тарифы слишком низкими. Управление отстаивает принятые решения, доказывая в судах экономическое обоснование тарифов. Так, в июле Верховный суд РФ оставил без изменения решение Пензенского областного суда, который отказал в удовлетворении заявления ООО «СКМ Энергосервис» о повышении тарифа на тепловую энергию.
При этом в разных районах одного города могут действовать разные тарифы. Наталья Клак объясняет это просто: «Основную роль здесь играет имущественный комплекс предприятия. У какой-то ресурсно-снабжающей организации одна котельная, у другой их тридцать с лишним. Есть предприятия, которые провели модернизацию и энергию для своих нужд вырабатывают сами. У них тарифы ниже. Если у компании худые трубы и огромные потери - это в расчет тарифа не берется».
Ненормированное электричество
В прошлом году многие пензенцы ждали введения социальной нормы на потребление электроэнергии. Предполагалось, что она будет зависеть от групп домохозяйств и типов жилых помещений, количества прописанных там людей, стационарных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок. Отдельные соцнормы должны были быть прописаны для пенсионеров и инвалидов, жителей аварийного и ветхого жилья, сельчан и горожан.
Однако опыт «пилотных» регионов выявил трудности учета. У многих граждан есть несколько квартир, место регистрации не совпадает с фактическим местом проживания. К тому же так и не был введен стандарт для норматива электропотребления – непонятно, какой именно электроприбор нужно использовать при расчетах социальной нормы.
«Сформированное экспертное мнение рассматривает введение социальной нормы как скрытое повышение платы за электроэнергию, - говорит Наталья Клак. – Это, по сути, увеличение тарифа сверх социальной нормы, направленное на получение дополнительной прибыли энергетическими компаниями. Эта мера не достигнет поставленных экономических целей, зато может вызвать социальную напряженность. Глава Пензенского региона инициировал обращение в адрес правительства РФ об отмене обязательного введения соцнормы на территории Пензенской области».
Цена вопроса
Недавно пришлось пересчитывать обоснованность тарифа на пассажирские перевозки. Врио губернатора Пензенской области Иван Белозерцев дал указание еще раз проверить, выполняют ли перевозчики свои обязательства в части повышение зарплат водителям и кондукторам.
«Сейчас мы изучаем бухгалтерские отчеты и статистические данные, - знакомит нас с расчетами Наталья Клак. - Городской транспорт обещание держит. Водители троллейбусов стали получать около 27 тысяч рублей в месяц, кондукторы – порядка 15, и сами говорят, что это не предел. Просто сейчас лето, время отпусков и, соответственно, пассажиропоток низкий. А вот частные перевозчики планировали увеличить зарплату только с октября 2015 года. Что касается самого тарифа, то он обоснован. Тем более, что в него заложена покупка подвижного состава. Его обязаны приобрести в течение года».
По мнению Натальи Клак, всплеска негатива, связанного с резким повышением цен на проезд, могло бы и не быть. Управление ежегодно равномерно увеличивало предельный тариф, руководствуясь индексами инфляции. Но городская администрация сдерживала повышение, поэтому стоимость проезда долгое время находилась в неизменном состоянии – ниже установленного предельного тарифа.
Непраздный режим
На днях Президент РФ Владимир Путин подписал указ об упразднении Федеральной службы по тарифам. Наталья Клак говорит, что на работе пензенского ведомства это никак не скажется – у Федеральной службы не было подведомственных организаций. ФСТ России оказывала Пензенскому региону методологическую и консультативную помощь, доводило предельные индексы роста тарифов. Управление по регулированию тарифов и энергосбережению создано правительством Пензенской области. Поэтому оно продолжает работать в прежнем режиме.