Наглядные пособия
Жертвы пагубных привычек могут вживую ознакомиться с тем, чем так часто пугают их доктора. Те, кто не пристрастен к вредным для здоровья слабостями, могут просто пощекотать себе нервы или, так сказать, пройти курс профилактики. В Пензенский государственный краеведческий музей приехала Санкт-Петербургская выставка «Анатомия и патология человека» из собраний кунсткамеры Петра I.
Пугать никто никого не собирается. Для посетителей столь наглядная картина - лучше любых слов и увещеваний. Экспонаты говорят сами за себя, заставляя задуматься. Это - предупреждение о возможных последствиях, особенно важное для детей. Ведь рассказам родителей и педагогов на слово они зачастую не верят.
Анатомические редкости и аномалии человеческого организма - лишь малая часть экспонатов музея антропологии, который находится в Санкт-Петербурге.
«Мать этого плода была алкоголичкой и наркоманкой, и вот был рожден такой ребенок с множественными уродствами, которые были не совместимы с жизнью, — прокомментировала заместитель генерального директора галереи выставок Санкт-Петербурга Татьяна Хрипкова. - Это последствия употребления наркотиков, алкоголя и табака».
Маска Наполеона Бонапарта
Это самая большая передвижная коллекция. Она собрана по всему миру и насчитывает более 70 экспонатов, собранных с 1810 по 2005 года. В их число входят гипсовые посмертные маски великих людей: Ивана Крылова, Петра I и Наполеона Бонапарта.
Впервые экспонируются пластинаты, привезенные из Франции. Это ткани тела, обработанные не формалином, а заполненные полимерными смолами, что позволяет увеличить срок хранения экспонатов.
Кроме того, на выставке можно увидеть анатомические препараты, созданные великими анатомами прошлых столетий и современниками, среди которых анэнцефалы – плоды, у которых полностью отсутствует мозг и свод черепа, «циклоп» – имееющий только один глаз в середине лица, сиамские близнецы.
Царственный музейщик
Самой кунсткамере или «кабинету редкостей» в 1714 году положил начало император Петр Великий. На нее возлагались просветительские цели и задачи - «чтобы люди смотрели и учились». По указу Петра I в кунсткамеру поступали многочисленные монстры – «уроды человеческие и животные», составившие тератологическую коллекцию.
По легенде, музей появился после того как Пётр Первый прогуливаясь по острову, заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо. Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.
Увы, Пётр I так и не увидел нового музея, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
Когда экспонаты располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Алексанлра Кикина, находившегося близ Смольного собора), царь Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех, как для дворян, так и для простолюдинов.
Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства» большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
Живые экспонаты
В Кунсткамере также работали люди, выполнявшие роль «живых экспонатов». Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных рук.
В 1718 году Пётр I издал указ, согласно которому «уродов человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение. Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.