Ровно триста лет назад, в 1720 году, в Пензе появился бывший офицер Василий Левин, верящий в антихриста. Впоследствии он стал монахом Предтеченского монастыря. А также причиной, из-за которой монастырь разрушили до основания.
Как офицер стал священником
«Василий Левин родился в селе Левино Пензенского уезда в семье служилого человека,- рассказывает старший методист Пензенского Госархива Максим Буряков. - Мальчик был очень религиозен и много времени проводил со священниками. Позднее в материалах следственного дела укажут, что Левин симпатизировал старообрядцам. В 1701 году юношу направляют на военную службу, карьера была успешной, Левин командовал отрядом драгун, охранявшим царевича Алексея. Но молодой человек думал об уходе в монастырь, к тому же прогрессировала эпилепсия, тогда ее называли падучей болезнью. Только когда врач подтвердил болезнь, ему разрешили уйти со службы. В этот же период он общался с тайным старообрядцем — священником Лебедкой, который проповедовал о конце света. После казни царевича Алексея по стране ползли слухи о подмене царя и пришествии антихриста». Бывший офицер в них верил, поэтому вернулся в родную деревню.
Как проповедь до пытки довела
В декабре 1721 года Левин впервые выступил во время службы в селе Конопати, прервав проповедь местного священника и начав говорить страшные крамольные речи. Желающих прямо поддержать странного барина прихожан не нашлось. Но и доносить никто не стал, посчитав произошедшее проявлением «падучей болезни».
Через некоторое время Левин был пострижен в монахи в находившемся где-то под Пензой Предтеченском монастыре под именем Варлаам. В наставники новоиспеченному монаху назначили старца Иону, который тоже верил в царя - антихриста.
19 марта 1722 года Левин, находясь на пензенском рынке, вскочил на крышу одной из мясных лавок и начал проповедь: «Скоро всем поставят печать, а кому не поставят, того будут морить голодом». Народ в страхе разбежался. Но в этот раз нашелся доносчик - некий обыватель Федор Крашенинников, который сообщил о «проповеди» властям.
В итоге схватили их обоих и, заковав в цепи, отправили в Москву. 18 апреля начались допросы и пытки. Левин в своих показаниях «разговорился». Число виновных росло как снежный ком. Начались вызовы подозреваемых со всей страны: в Пензе, Рязани, Петербурге, Саранске и Симбирске – всего 16 человек. Под подозрения попали даже крупные фигуры, среди которых были князь Прозоровский и Стефан Яворский - экзарх (блюститель патриаршего престола). А тем временем в Пензе взяли под стражу монахов Предтеченского монастыря. На местах решили проявить рвение и начать самостоятельное следствие.
Следователи поняли, что перестарались: Левин оговорил так много людей, что пришлось устраивать пытки с новой целью - чтобы монах отрёкся от части своих показаний.
После жутких пыток новые признания были получены. 26-го июля Левина казнили в Москве.
Как отомстил монарх
Голову казненного монаха поместили в спирт и отправили обратно в Пензу 4 августа. Вместе с ней в город вернулись закованные в цепи старец Иона, настоятель монастыря игумен Михаил, и еще два священника. После казни несчастных, голову Левина установили на каменный столб на базарной площади, а головы казненных воткнули на шесты и установили вокруг. К столбу установили жестяной лист с описанием преступления. По ряду сведений зловещее сооружение было уничтожено только пугачевцами. А то место горожане обходили стороной.
Было принято жестокое решение в духе турок-османов: уморить всех монахов голодом. Монастырь окружили караулом, который никого не пропускал. Начались смерти от голода. Петровское правосудие не знало жалости к тем, кто покушался на авторитет и личность монарха.
Спасителем монастырской братии оказался тот человек, который ее и погубил, — Федор Крашенинников. За донос на Левина его еще 30 апреля 1722 наградили 300 рублями и правом торговать товарами без уплаты пошлины до самой смерти. Также ему выдали особую охранную грамоту. В январе 1723 года Крашенинников направляет в Синод письмо о бедственном положении монахов, с просьбой облегчить их участь.
Синод на заседании принял просьбу и, после согласования с Тайной Канцелярией, снять осаду с монастыря разрешил. Не став трогать братию, каратели решили уничтожить сам монастырь. Даже бревнам нашли применение - разобранная церковь послужила материалом для постройки церкви во имя Иоанна Предтечи в 1724 году. Много лет пензенцы пытались добиться у Синода разрешения восстановить монастырь, но безуспешно. Сегодня даже точно неизвестно, где он находился. Поэтому его поиски и продолжаются.