49

Тайна проклятого монаха. Как из-за антихриста разрушили монастырь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Пенза 11/11/2020
Кадр из фильма

Ровно триста лет назад, в 1720 году, в Пензе появился бывший офицер Василий Левин, верящий в антихриста. Впоследствии он стал монахом Предтеченского монастыря. А также причиной, из-за которой монастырь разрушили до основания.

Как офицер стал священником

«Василий Левин родился в селе Левино Пензенского уезда в семье служилого человека,- рассказывает старший методист Пензенского Госархива Максим Буряков. - Мальчик был очень религиозен и много времени проводил со священниками. Позднее в материалах следственного дела укажут, что Левин симпатизировал старообрядцам. В 1701 году юношу направляют на военную службу, карьера была успешной, Левин командовал отрядом драгун, охранявшим царевича Алексея. Но молодой человек думал об уходе в монастырь, к тому же прогрессировала эпилепсия, тогда ее называли падучей болезнью. Только когда врач подтвердил болезнь, ему разрешили уйти со службы. В этот же период он общался с тайным старообрядцем — священником Лебедкой, который проповедовал о конце света. После казни царевича Алексея по стране ползли слухи о подмене царя и пришествии антихриста». Бывший офицер в них верил, поэтому вернулся в родную деревню.

Как проповедь до пытки довела

В декабре 1721 года Левин впервые выступил во время службы в селе Конопати, прервав проповедь местного священника и начав говорить страшные крамольные речи. Желающих прямо поддержать странного барина прихожан не нашлось. Но и доносить никто не стал, посчитав произошедшее проявлением «падучей болезни».

Через некоторое время Левин был пострижен в монахи в находившемся где-то под Пензой Предтеченском монастыре под именем Варлаам. В наставники новоиспеченному монаху назначили старца Иону, который тоже верил в царя - антихриста.

19 марта 1722 года Левин, находясь на пензенском рынке, вскочил на крышу одной из мясных лавок и начал проповедь: «Скоро всем поставят печать, а кому не поставят, того будут морить голодом». Народ в страхе разбежался. Но в этот раз нашелся доносчик - некий обыватель Федор Крашенинников, который сообщил о «проповеди» властям.

В итоге схватили их обоих и, заковав в цепи, отправили в Москву. 18 апреля начались допросы и пытки. Левин в своих показаниях «разговорился». Число виновных росло как снежный ком. Начались вызовы подозреваемых со всей страны: в Пензе, Рязани, Петербурге, Саранске и Симбирске – всего 16 человек. Под подозрения попали даже крупные фигуры, среди которых были князь Прозоровский и Стефан Яворский - экзарх (блюститель патриаршего престола). А тем временем в Пензе взяли под стражу монахов Предтеченского монастыря. На местах решили проявить рвение и начать самостоятельное следствие.

Следователи поняли, что перестарались: Левин оговорил так много людей, что пришлось устраивать пытки с новой целью - чтобы монах отрёкся от части своих показаний.

После жутких пыток новые признания были получены. 26-го июля Левина казнили в Москве.

Древлехранитель Пензенской епархии Евгений Белохвостиков:
- Монаха Варлаама (Левина) казнили по приговору гражданского суда именно как государственного преступника. Церковный суд его, безусловно, счел бы еретиком (поскольку объявлять, кого бы то ни было антихристом он не должен бы был), за что назначил бы некое дисциплинарное наказание – возможно, в виде отлучения от Причастия на несколько лет. Если бы он упорствовал в своих убеждениях - опять же, церковный суд мог бы лишить его монашества. А, в крайнем случае, - отлучить от Церкви. После этой, самой решительной меры, он уже не считался бы членом Православной Церкви и, соответственно, вообще не подлежал бы юрисдикции ее суда.Что касается уничтожения Предтеченского монастыря, то здесь сказался, вероятно, и царский гнев, и его последовательная линия на сокращение числа монастырей и монашествующих. Полагаю, если бы и не жил в этой обители Варлаам, - ее через несколько лет вполне могли бы упразднить под предлогом малолюдства, и так же братию перевели бы в ближайший более крупный монастырь.

Как отомстил монарх

Голову казненного монаха поместили в спирт и отправили обратно в Пензу 4 августа. Вместе с ней в город вернулись закованные в цепи старец Иона, настоятель монастыря игумен Михаил, и еще два священника. После казни несчастных, голову Левина установили на каменный столб на базарной площади, а головы казненных воткнули на шесты и установили вокруг. К столбу установили жестяной лист с описанием преступления. По ряду сведений зловещее сооружение было уничтожено только пугачевцами. А то место горожане обходили стороной.

Было принято жестокое решение в духе турок-османов: уморить всех монахов голодом. Монастырь окружили караулом, который никого не пропускал. Начались смерти от голода. Петровское правосудие не знало жалости к тем, кто покушался на авторитет и личность монарха.

Спасителем монастырской братии оказался тот человек, который ее и погубил, — Федор Крашенинников. За донос на Левина его еще 30 апреля 1722 наградили 300 рублями и правом торговать товарами без уплаты пошлины до самой смерти. Также ему выдали особую охранную грамоту. В январе 1723 года Крашенинников направляет в Синод письмо о бедственном положении монахов, с просьбой облегчить их участь.

Синод на заседании принял просьбу и, после согласования с Тайной Канцелярией, снять осаду с монастыря разрешил. Не став трогать братию, каратели решили уничтожить сам монастырь. Даже бревнам нашли применение - разобранная церковь послужила материалом для постройки церкви во имя Иоанна Предтечи в 1724 году. Много лет пензенцы пытались добиться у Синода разрешения восстановить монастырь, но безуспешно. Сегодня даже точно неизвестно, где он находился. Поэтому его поиски и продолжаются.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах