Примерное время чтения: 5 минут
1001

Совет и нелюбовь. Что несет региону реформа местного самоуправления

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Пенза 02/02/2022

В Государственной Думе первое чтение прошел проект о местном самоуправлении. Этот документ, если он будет принят, может сильно изменить жизнь районов. Пензенскую область реформа муниципалитетов может коснуться быстрее, чем других регионов: сурский край предложен в качестве пилотной площадки для нововведений. Чего от них ждать?

Нет потеряшкам

Одно из главных новаторств - больше не будет сельских или городских поселений, районов. Вместо них появятся округа: муниципальные или городские.

Число муниципальных образований, которых сейчас в регионе, по актуальным данным, более 300, скорее всего, уменьшится. Так будут экономиться средства на органах управления. Закон направлен на то, чтобы снизить число бюрократических проволочек: чем меньше «этажей» власти, тем меньше шансов у чиновников перекладывать ответственность друг на друга.

Реформа, как поясняется, должна навести порядок с «бесхозяйными» трубопроводами, дорогами, мостами. Сейчас многие такие объекты  не имеют владельца: сельсоветы и районная администрация не могут решить, у кого на балансе они содержатся, кто их должен чинить. Пока ищут хозяина, мосты рушатся, а трубопроводы гниют. На баланс их нередко ставят после вмешательства надзорных ведомств. После реформы все они окажутся на балансе округа. Предполагается, что после этого мосты не будут выглядеть как в фильмах ужасов, а дороги станут чистить.

Эксперты называют и минусы.

«Централизация финансов и ресурсов могла бы стать плюсом и гарантом гармоничного развития района, - отмечает заведующая кафедрой ПГУ, социолог Анна Очкина. - Но интересы каждого конкретного муниципалитета могут быть принесены в жертву».

В самих сельсоветах идеи реформы встречают негативно.

«Это будет означать крах села, - высказывается глава Яковлевского сельсовета Бековского района Людмила Макеева. - Почти десять лет назад, когда объединили Яковлевку и другие села, были проблемы, например, с селом Мача-Родники, которое не признавало меня главой. Наш сельсовет нужен людям. К примеру, когда начал работать сайт госуслуг, мы начали помогать пожилым жителям регистрироваться на нем, недавно распечатывали QR-коды. Потому что ни смартфонов, ни компьютеров у сельчан нет! А с этой реформой им пришлось бы ехать за QR-кодом в Бековский МФЦ».

И не факт, что все смогли бы добраться: жители региона продолжают жаловаться и на дороги, и на автобусное сообщение между населенными пунктами.

«Можно упразднить сельсоветы районного центра, объединив их с администрацией этого центра,  - предлагает член регионального ОНФ Валерий Арефьев. - Но полностью упразднять сельские советы нельзя, особенно отдаленные!»

Доктор социологических наук, профессор Игорь Юрасов:
«На органах местного самоуправления основывается развитие гражданского общества и территориального самоуправления. Реформа - своевременный шаг, но векторов и моделей развития МСУ много. Есть модели, которые предполагают наличие сильных сельсоветов, есть модели, которые обходятся без них. Малозаселенность сельских территорий в России - очень серьёзная проблема. Решать ее надо комплексно, путем малоэтажного строительства, развития дорожной сети, усиления цифрового равенства регионов, повышения комфортности сельской среды, расширения сети образовательных организаций, медицинских учреждений. Сделать так, чтобы уровень жизни в центре Пензы не отличался по комфортности среды с отдаленными муниципалитетами региона. Это сложно: территориальное неравенство сельских и городских территорий существует и в развитых странах».

В поисках главы

По задумке, несколько сельсоветов должны объединиться в одно муниципальное образование, подчиняться они будут напрямую губернатору. Массовых увольнений региональных служащих глава региона обещал избежать.

«Минусом этого станет отсутствие даже формальных представителей у сельских поселений, - замечает Анна Очкина. - Плюс политический момент: укрупнение структур МСУ приведет к увеличению контроля исполнительной власти над выборами, сейчас на уровне сельсоветов такой контроль меньше, и возглавить органы власти могут люди, популярные у сельчан».

Хотя в данный момент и непопулярных работников отыскать трудно. Например, в Вырыпаевском сельсовете никак не могут найти главу.

«Раньше была наша односельчанка, но она уехала в Кондоль. Теперь ищем нового человека», - рассказала специалист местной администрации Ирина Моисеева.

И речь идет о не самом мелком селе с населением в 700 человек!

На сайте «ТрудВсем» висят сразу несколько вакансий глав сельсоветов. Зарплата от 25 до 41 тыс рублей. В указанных требованиях - от трех до пяти лет муниципальной службы и высшее образование, профиль которого не обозначается. Если реформа продвинется, то ни глава, ни сельсовет окажутся не нужны. Но кадровые вопросы все равно остаются.

«Главой администрации муниципального образования должен быть хороший хозяйственник с дополнительной юридической и экономической подготовкой. Учитывая небольшую зарплату, можно довольствоваться только способностями хозяйствования. Однако слабое знание законов приводит нередко к их дисквалификации через короткий период. Юристов в администрации нет, - продолжает размышления директор Института Экономики и Управления ПГУ Виктор Володин. - Имея практику работы в совете, подчеркиваю, что эффективность очень низкая. Одна из причин – перегруженная нормативная база, для муниципальных органов власти она должна быть упрощенная и иметь шаблонный характер исполнения».

Сейчас в регионе заявляется о специальной подготовке кадров для районов, поддержке служащих, которые там работают. Но увеличиваться будет не только поддержка. Вырастет и ответственность: число оснований, по которым можно снять главу  округа, как прописано в законопроекте, увеличится.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах