Примерное время чтения: 8 минут
71

Сколько нужно учить историю? Владимир Первушкин о невыученных уроках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Пенза 23/11/2022

24 ноября свой день рождения празднует председатель Союза краеведов России, историк Владимир Первушкин. О том, почему артисты бежали из страны после начала СВО, откуда во власти так много историков и нужен ли ещё один обязательный ЕГЭ, он рассказал корреспонденту penza.aif.ru

Досье
Владимир Первушкин. Доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Института регионального развития Пензенской области. Родился 24 ноября 1957 года в Пензе. В 1983 году закончил ПГПИ им. Белинского по специальности «Учитель истории, обществоведения и английского языка». Проводил археологические исследования памятников древней мордвы. Сфера научных интересов – средневековая история Поволжья, археология, этнография, историческая наука 19-20 веков, краеведение. Автор более 350 научных работ.

Краеведение без оценки

Вячеслав Колесников, «АиФ»-Пенза». Владимир Иванович, с недавних пор краеведение ввели в школьную программу. Зачем? 

Владимир Первушкин: Первоначально его стали изучать в школах и педагогических вузах в 1920-х годах. В следующем десятилетии краеведение аккуратно удалили из всех курсов. Оно не всегда стыковалось с выверенной историей ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. - Корр.).

После Великой Отечественной войны опять поднялась волна интереса к истории края, её изучали серьёзные специалисты. А в 1960-е годы внимание к этому направлению опять ушло на второй план. Очередной подъём был в 80-е, и падение - в 90-е. Нынешнему вниманию к истории родного края мы обязаны академику Российской академии образования, доктору исторических наук Сигурду Оттовичу Шмидту. Именно он инициировал создание Союза краеведов России в 1990 году. Он понимал всю важность и необходимость сохранения краеведения как научного направления. И эта организация продолжила работу до настоящего времени. В этом году коллегами я был избран её председателем. 

Краеведение особенно необходимо, когда в стране наступают тяжёлые времена. Даже президент Путин указал на необходимость заниматься изучением истории родного края! Без этого невозможно воспитать патриотические чувства. Это, кстати, прописано в «Законе о патриотическом воспитании Пензенской области». 

В последние годы в пензенских школах была странная ситуация с краеведением. Его то вводили, то заменяли другими предметами, технологией, трудом, то вместо него отдавали часы на подготовку к ЕГЭ. Благодаря инициативе губернатора Олега Мельниченко с этого года краеведение ввели во всех школах. Пока за эту дисциплину не ставят оценки, но я думаю, что мы вернём её в девятые-одиннадцатые классы, и она станет полноценным предметом. 

- Почему его следует вводить в старших классах школы? 

- Краеведение подразумевает знания об истории государства. Можно начать изучать и с первого класса, но это будет иная форма обучения. На мой взгляд, даже на историческом факультете эту дисциплину не стоит вводить на первом курсе.

Спорный экзамен

- О таком предмете, как «История», тоже идут споры. Недавно предлагали вводить обязательный ЕГЭ по нему, увеличить количество часов на его изучение. Нужно ли?

- Я категорический противник ЕГЭ по гуманитарным наукам. Этот вид экзамена не предусматривает развитие речевого комплекса. В ЕГЭ мы не видим, как человек рассуждает! В истории есть свои закономерности, своя логика и свои законы. Когда школьник или студент рассказывает о тех или иных событиях, то он может забыть факт, но он понимает логику событий! А это важней, чем зазубривание дат, на котором сейчас основывается ЕГЭ. 

Если говорить об обязательном экзамене по истории, но не в форме ЕГЭ, то я думаю, что стоит задуматься над его введением в связи со складывающейся международной обстановкой. 

- А сколько уроков истории должно быть в неделю у школьников? 

- Сейчас столкнулись с тем, что мало часов отводится на историю и другие гуманитарные науки. Вот у вас сколько их было?

- В старшей школе, это в начале десятых годов, 4-5 часов в неделю. Я учился в классе с гуманитарным направлением.

- Вот! В 1970-е годы, когда я учился, у нас было шесть часов в неделю! В обычной школе! И с чем мы столкнулись сегодня из-за двух-трёх часов, уделяемых на историю? Случился кризис на Украине и все последующие события. Что сделали наши так называемые звезды? Убежали! Неизвестно, сколько всего человек покинуло родину, но история обязательно определит их количество! Побежали в первую очередь те, кто говорил с телеэкранов о любви к стране, – лидеры мнений, артисты. Те, кто должны были стать голосами совести! Во многом это произошло от незнания истории России. Как ты будешь любить страну, не зная, как она росла, развивалась? Она будет для тебя пустым местом. И вопроса «уехать или остаться» не возникнет.  

Спрашивают: нужна ли история и литература в век технологий? Нужна! Это науки, которые создают ЛИЧНОСТЬ. Да, мне могут возразить: Пушкин писал «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом»! Но, с другой стороны, он позже изречет, что «не хочет никакого другого отечества, кроме России»! Нет у нас другого Отечества, кроме нашей страны! Вы же не поменяете родную мать? И здесь то же самое!

И я в этом случае говорю не только о школе. Патриотическое воспитание должно идти в комплексе! Любовь к своей Родине прививается и культурой. Как мало мы сняли фильмов об исторических событиях! Про качество тех, что сняли, я и не говорю! 

Посмотрите на США. Их история, по большому счёту, началась с восемнадцатого века. И сколько кинофильмов, сериалов, передач они создали о событиях, связанных с родной страной? 

И этот комплекс как раз связан с краеведением, которое надо развивать. Сейчас, благодаря нашему губернатору, готовится к выходу академическая «История Пензенского края». Планируется, что она будет в трёх томах. Идет напряжённая, серьёзная работа в этом направлении. Данный труд станет основой для учебников, статей, путеводителей и т.п. Например, в соседней Мордовии такие труды выходили с 1950-х годов, а у нас это делается впервые! 

О педагогах и губернаторах

- Вы упоминали про губернатора, а он у нас историк. Вместе с ним можно найти министров, зампредов с таким же образованием. И это не только в Пензе. Почему немало историков во власти? 

- Нормальный историк – это специалист, который, прежде всего, понимает закономерности развития общества. Я не буду умалять способности химиков, физиков, математиков. Но они мыслят немного в других категориях. А вот историки работают с обществом в ту или иную историческую эпоху, изучая вопрос комплексно. Они получают представление о закономерностях жизни общества, на основе которого можешь работать, предвидя будущие проблемы. 

Не зря наш земляк Василий Осипович Ключевский в афоризмах писал: «История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

- Вам исполняется 65 лет. На отдых не собираетесь? Рыбалка, грибы…

- Пенсия у меня есть, но благодаря «заботе» государства на неё вряд ли будешь жить припеваючи. Это во-первых. Во-вторых, я просто не смогу жить иначе. Хобби вроде рыбалки или охоты у меня нет. Моё хобби с детства – это история. Библиотеки и архивы - вот моё времяпрепровождение! Даже сидя дома, я продолжаю заниматься краеведением. 

- В университете продолжите преподавать?

- У меня осталась четверть ставки. Но здесь много зависит от здоровья и времени. Не хочу уходить. Я отдал высшей школе 30 лет. И это лучшая часть жизни. Мне всегда интересно работать со студентами. От них заряжаешься энергией! 

- У нас взят курс на IT-технологии, бизнес. Не боитесь, что профессия историка станет ненужной? 

- Одно другому не помеха. Вот если искусственно сокращать число мест в вузах, то рискуем остаться без историков. А кто будет учить новое поколение? Может случиться ситуация, произошедшая с военно-промышленным комплексом в 1990-е годы. Тогда одни оборонные предприятия из гигантов стали карликами, а какие-то совсем исчезли. Сейчас этот комплекс мы воссоздаем!

Да, не все студенты потом пойдут в школу или науку. Среди моих выпускников есть чиновники федеральных и региональных структур, учёные, но большинство всё же трудятся учителями. Разве это плохо? 

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах