В начале мая в Пензе на улице Аустрина во время планового ремонта трубопровода грузовик ресурсоснабжающей компании задними колесами ушел под землю. Вернее – под дорожное полотно. В этот раз никто не пострадал. А в 2019 году всего в нескольких метрах от этого места произошла трагедия, о которой пензенцы помнят до сих пор: легковушка провалилась под асфальт, грунт под которым размыло из-за прорвавшегося теплопровода. Двое мужчин, находившихся в авто, погибли.
Дорога из заплаток
Провалы - неизменные спутники пензенских дорог, особенно весной. На пересечении улиц Карла Маркса и Володарского яма существовала относительно недолго – не больше двух недель, пока дорогу не отремонтировали. А на улице Коннозаводской в Ахунах местные жители вставляли дерево в образовавшуюся на перекрестке дыру, наверное, в надежде привлечь внимание дорожных служб к этому участку. На улице Суворова из-за провала длиной в несколько метров пришлось перекрывать движение.
Причем ремонт не является гарантией того, что асфальт в плохом месте снова не просядет. Несчастная улица Куйбышева вся состоит из заплаток, «Т Плюс» круглый год постоянно раскапывает на ней то один участок, то соседний с ним, латая сети. Но при этом менее чем в ста метрах от редакции «АиФ»-Пенза», на перекрестке улиц Куйбышева и Чкалова, провалилась плитка на глубину чуть ли не 30 см. Подобные трансформации с тротуаром происходят не первый раз. И, скорее всего, не в последний.
«Ко мне часто поступают обращения горожан по поводу провалов. Знаю несколько участков, на которых чаще раза в год происходят коммунальные аварии, проседает асфальт. Так, на проспекте Строителей и проспекте Победы постоянные провалы, заливы. И отключения воды! Проблема, на мой взгляд, в том, что ремонтные работы выполняются не совсем качественно. Иначе как объяснить то, что ремонтники каждый год латают одно и то же место?», - рассказывает член регионального ОНФ Валерий Арефьев.
В прошлые годы «АиФ»-Пенза» не раз писал, что изношенность труб на некоторых участках достигает от 80 до 100%. В 2021 году «Т Плюс» вложил в реконструкцию 1,1 млрд рублей, в 2022 – 1,65 млрд рублей. Эти цифры являются рекордными за последние годы, но и они не уберегли от порывов труб: сети в Пензе слишком изношенные. На вопрос: «Сколько километров трубопровода компания переложит в этом году», представители «Т Плюс» оперативно ответить не смогли, обязались озвучить показатели в ближайшее время. В «Горводоканале» пообещали в этом году отремонтировать 6 км сетей холодного водоснабжения и 314 метров сетей водоотведения. Также запланировано несколько мероприятий по реконструкции и строительству. В прошлом году, к моменту начала отопительного сезона, переложили 2,8 км сетей водоснабжения и 387 м канализации. Много это или мало? Всего в городе более 860 километров сетей водоснабжения и 535 километров канализации.
Опасные грунтовые воды
В «Горводоканале» назвали две причины провалов: протечки в трубопроводах и действие грунтовых вод. В 2018 году на улице Урицкого обвалился коллектор. Несколько дней пензенцы наблюдали яму размером с машину. Тогда власти признавали: причиной провала стали подземные воды, которые размыли грунт.
«Проблемы с грунтовыми водами начинаются из-за бессистемной масштабной застройки. Зачастую микрорайоны, крупные объекты строят в местности, где протекают ручьи, подземные реки. В результате изменений в рельефе начинается движение грунтовых вод, потоки которых повреждают коммуникации, происходит размытие грунта и обрушение асфальта. Бороться с этими потоками невозможно, следует лишь оперативно устранять аварии», - высказывается доцент кафедры «География» ПГУ Серафима Артёмова.
«У меня в этих случаях много вопросов к экспертизе, которая предшествует строительству зданий. Как она проводится? Необходимо доскональное изучение грунта и ландшафта, которое исключило бы возможность бесконтрольного движения вод», - поддерживает эколог Александр Стаценко.