Пенза столетиями считалась аграрным регионом. Крупные предприятия начали строиться в начале XIX-го века. Большим толчком для развития промышленности стала Великая Отечественная война.
Ответственный за оружие и эвакуацию
Петр Паршин родился за год до двадцатого века в семье железнодорожника на станции Воейково (теперь город Каменка). Закончил пензенское железнодорожное училище в 1917-м. Казалось бы, новая революционная жизнь закружит парня. Но нет, пошел работать десятником, затем инженером железной дороги. Продолжал учиться, его карьера развивалась стремительно. В феврале 1939 года он стал наркомом общего машиностроения страны.
Кроме того, что оборонными стали местные заводы, в Пензу были перебазированы десятки предприятий. С развитием новой для города промышленности появился и дефицит инженеров, рабочих. И тогда Паршин воплотил в жизнь свою идею создания в Пензе технического вуза.
Рождение и развитие «политеха»
Не все партийные руководители того времени приветствовали эвакуацию Одесского индустриального института именно в Пензу, ведь тогда здесь не было ни необходимой «базы», ни специалистов-педагогов, ни традиций высшего образования. Но Паршина поддержали местные партийные работники. Вместе они сумели убедить эвакуационную комиссию организовать в Пензе три факультета института - строительный, механический и технологический. В феврале 1943-го было принято решение об открытии вуза. Осенью этого же года в будущем «политехе» состоялась первая лекция.
Паршин понимал, что по завершении войны институт будет возвращен домой, поэтому сразу же стал добиваться его преобразования из Одесского в Пензенский. И добился своего.
«Петр Иванович был «пробивным» человеком, умным, - рассказывает заместитель директора информационно-выставочного центра ПГУ Елена Рябенко. - Его даже иногда называли «тыловой Жуков». Мало кому известно, на какие хитрости приходилось идти, чтобы индустриальный институт остался в Пензе, имел свое помещение. Паршин смог убедить руководителей страны, что городу нужен новый родильный дом, в результате чего был построен роддом на улице Пушкина. А старое помещение отошло индустриальному институту, сейчас это современный третий учебный корпус».
В 1946 году Петр Иванович стал министром машиностроения СССР. Не один раз он отстаивал «подшефный» вуз перед руководством страны. А благодаря организации ПГУ в Пензе многие заводы получили развитие и сегодня являются промышленными лидерами в регионе.