Преступное равнодушие
Прокурорская проверка выявила несколько случаев, когда руководство пензенских школ, организуя поездки школьников в другие города, не заботились о самых элементарных вещах – схеме и графике движения автобусов, сборе сведенияй о детях, отправляющихся в поездку, о порядке их рассадки в салоне и сухих пайках для поддержания сил в пути.
Но самое страшное - перевозили детей в темное время суток, что строго запрещено законом. Именно это обстоятельство стало причиной аварии, случившейся в республике Мордовия. Автобус, который возил школьников из Кузнецка на экскурсию в Нижний Новгород, столкнулся на трассе с легковушкой. В результате 15 детей попали в больницу.
Проблема перевозки детей стала темой обсуждения на общественном совете при региональном следственном управлении СКР.
«В ходе следствия установлено, что были сознательно допущены грубейшие нарушения закона: детей перевозили после 23 часов на расстояние, превышающее 50 километров, - пояснил старший помощник руководителя регионального следственного управления СКР Кирилл Бойдинов. - Экспертиза установила, что автобус не соответствовал требованиям ГОСТа: не было ни ремней безопасности, ни даже опознавательных знаков «Перевозка детей». Кроме того, водитель не проходил предрейсовый медицинский осмотр. О нарушениях знали все: и администрация школы, и перевозчик, и турагентство, но автобус все равно вышел в рейс».
«Как ни странно, но подобные вещи не интересуют даже родителей, - отметила член общественного совета Ольга Логвина. – Наоборот, они считают, что поездки ночью безопасней, поскольку машин на трассе меньше. Плюс не надо платить дополнительные деньги за еще одну ночевку в гостинице другого города».
Развязать руки
«Может быть, если бы в министерстве образования были списки лицензированных компаний и турагентств, как в антимонопольной службе реестр недобросовестных перевозчиков, этой проблемы можно было бы избежать, - высказался член общественного совета Семён Вахштайн. – А то берут первых попавшихся. Вообще существует какой-либо контролирующий орган?».
Но, по словам начальника отдела туризма регионального управления культуры и архива Алексея Уколова, на муниципальном уровне такого органа нет: «Мы знаем лишь о 130 турагентств области. А кроме них никто не имеет право осуществлять экскурсии для детей. На законодательном уровне условия перевозки детей продуманы и прописаны до мелочей, но существующая бесконтрольность позволяет их не соблюдать».
И действительно, запретить неисправному автобусу выйти в рейс не может даже ГИБДД. Полномочия автоинспекторов в этой области носят лишь рекомендательный характер.
Порой за руль автобуса садятся водители, не имеющие необходимо стажа вождения и допуска к перевозке детей. А главное - никто не следит за техническим состоянием такого транспорта. У нас в Пензе даже нет для этого специализированной технической базы.
Никто не контролирует, какие запчасти для ремонта автобусов покупают и устанавливают, выявить несертифицированные детали практически невозможно. Да и закон не обязывает, можно ставить и неизвестные аналоги.
«С этой ситуацией нужно что-то делать и делать быстро, - резюмировала уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова. – Халатность, незнание закона, а спрашивать не с кого. Приближаются новогодние праздники, детей массово повезут на экскурсии».
Это значит, что для исправления ситуации осталось совсем немного времени.