Наличие своего автопарка у предприятия мало кого удивляет. А вот авиапарком могут похвастаться далеко не все фирмы. Тем более такого не могли представить более 80 лет назад.
А вот на пензенском ЗИФе в годы Великой Отечественной был свой собственный самолёт. Горожане складывали легенды, гадая, что же за спецзадания он выполнял.
А был ли самолёт?
Одна из легенд, в которой рассказывалось о зифовском самолёте, якобы была основана на воспоминаниях одного из руководителей завода. Утверждалось: в 1941 году самолёт доставлял боеприпасы с предприятия чуть ли не прямо на передовую, где шла битва за Москву. Легенда красивая. Но документами не подтверждённая.
«На ЗИФе выпускали не сами боеприпасы, а взрыватели. Отдельно взрыватели на фронте кому нужны? Возить боеприпасы на самолёте не лучшая идея. Да и много ли отвезёшь?» — развенчивает легенду доктор исторических наук, профессор кафедры «История России и методика преподавания истории» историко-филологического факультета ПГУ Евгений Воейков.
Но самолёт все-таки был. Информацию о «прикомандированном» к ЗИФу У-2 (в народе его называли кукурузником) исследователь темы Евгений Воейков нашёл в архивах обкома.

Проверка взрывом
Прежде чем взрыватели с ЗИФа отправляли для производства боеприпасов, их... взрывали. То есть испытывали. Отправку брака могли приравнять к диверсии, поэтому из каждой партии несколько изделий выборочно проверяли. Но где проводить такие проверки? На заводе этого делать было нельзя, на воздух могли взлететь несколько корпусов. Специализированного полигона в регионе в те годы не было. Зато он был под Куйбышевом (сейчас — Самара), в Чапаевске. Туда и возили на «экзамен» пензенские взрыватели. Вот только делать это, не нарушая графика, удавалось не всегда.
Зачислить в штат
«Сейчас поезд до Самары едет 4–6 часов. А в годы Великой Отечественной войны у сотрудников, которых отправляли на проверку со взрывателями, на дорогу уходило 2–3 дня, — поясняет Евгений Воейков. — Железная дорога была однопутной, станции оказывались сильно перегруженными: на фронт и с фронта шло множество составов. Как видно из документов, на ЗИФе жалуются: у них затоваривание готовой продукции, они не могут отправить изделия без проверки».
Именно из-за этого пензенцы и попросили самолёт, который летал бы до Чапаевска без пробок. И в 1942 году ЗИФу выделили штатную авиатехнику.
Кукурузник специального назначения
В фильме «Небесный тихоход» главный герой очень расстраивается из-за того, что ему пришлось пересесть с истребителя на У-2 (позднее его переименовали в ПО-2). Но этот самолёт массово использовался в годы Великой Отечественной.
Чаще всего — в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. В тылу легендарный кукурузник выполнял ещё больше задач. Пензенцев, скорее всего, привлекла возможность самолёта взлетать и приземляться чуть ли не с любой площадки. А также простота в управлении.
У-2 работал на ЗИФе верой и правдой, никаких ЧП, связанных с ним, в документах не находили. Но на заводе о его «службе», похоже, специально много не говорили. Заводские архивы военных лет не сохранились. А когда информации было мало, и стали появляться легенды о «кукурузнике специального назначения».
Стояли зарево и гул. Вячеслав Анпилогов стал свидетелем Курской битвы
Медаль от абвера. Как чекист Василий Прошин переиграл немецкую разведку
От Абвера до Гелена. Сотрудник Смерша получил награду после Победы
Ошибка «резидента». Почему элита абвера терпела провалы в Пензенском крае
Агент Петрова. Как обманывали немецкую разведку на Курской дуге