Заканчивается лето, а вместе с ним совсем немного остается до окончания дорожных работ. Последние годы стали золотыми для регионального строительства. Область ежегодно получает колоссальные суммы по проекту БКАД, в регионе сформировался сильный строительный кластер. Но на следующий год самые «жирные» заказы забрали автодорожники из других регионов. Хорошо ли это - выяснял корреспондент «АиФ-Пенза».
Состоятельный конкурент
Дорогу от Арбеково до Зари за 358 миллионов рублей построит самарская компания ООО «НПО «Авангард». Капитальный ремонт улицы Рябова на сумму 267 миллионов рублей будет на совести фирмы с московской пропиской ООО «Флагман Инжиниринг». В первые дни августа разыграли самый вкусный кусок дорожного пирога: строительство развязки на трассе М-5. Работы ценой в 1,7 млрд рублей должно выполнить ООО «Автодоринжиниринг» из Сызрани. Примечательно, что в аукционе, кроме нее, участвовала еще одна самарская ООО «НПО «Авангард» и пензенская «Автодорога», последняя сейчас строит верх улицы Московской. Из всех трех «Автодорога» предложила цену на несколько миллионов меньше, но проиграла.
На таких дорогих лотах не только цена имеет значение. Причина победы конкурента из Сызрани в том, что его признали «более состоятельным».
«В аукционах учитывается ряд критериев, связанных не только со стоимостью работ. Имеют значение возможности организации, наличие и состояние специализированной техники, статус компании, успешность ее прошлых проектов», - замечает кандидат технических наук Антонина Морковкина.
Правда, к некоторым иногородним фирмам предъявляли претензии проверяющие органы. Победитель в борьбе за развязку на М-5 ООО «Автодоринжиниринг» имеет не самый приятный бэкграунд. Например, в 2020 году в отношении него возбудили уголовное дело из-за некачественного ремонта дорог в Тольятти Самарской области. Сотрудники прокуратуры выяснили, что подрядчик использовал материалы, имеющие более низкую стоимость и худшее качество, чем указано в сметах и актах приемки выполненных работ. В результате компании из муниципального бюджета неправомерно перечислили более 2,2 миллиона рублей. Также надзорное ведоство не раз привлекало контору из-за некачественных работ по благоустройству территорий.
Второй участник аукциона из соседнего региона - ООО «НПО «Авангард» - тоже не белый и пушистый. Сначала пензенское УФАС заподозрило его в картельном сговоре с другими организациями. А потом фирма затянула срок сдачи дороги и оказалось под угрозой уголовного преследования. Но этот факт остался как будто незамеченным.
Конечно, и местные выигрывают на аукционах. ООО «Пензадорстрой» проведет капитальный ремонт дороги «Пенза - Кондоль» за 144 миллиона рублей. ООО ТД «Стройсити» выиграло контракт на участок «Тамбов - Пенза» на сумму 45 миллионов рублей, ООО «Дорожный строитель» получило 40 миллионов рублей на ремонт дороги «с. Степановка – с. Тумалейка». Но это все за пределами Пензы. В черте города местные выигрывают лоты, но не на строительство, а на ремонт дорог. Получить «жирные» заказы им удается все реже.
«Возможно, региональные компании не всегда оперативно мониторят сайты госзакупок и аукционы. В ряде крупных фирм есть должность сотрудника, который отслеживает лоты», - высказывается доктор социологических наук Игорь Юрасов.
Подвиги варягов и аборигенов
Пензенским автомобилистам, на первый взгляд, все равно, кто будет делать для них дорогу. Придет крупная иногородняя компания, уложит асфальт, даст на него пятилетние гарантии - и все будут довольны. Такие красивые истории были в Пензенской области. Доказательство тому - строительство Свердловского моста. Выполнявшая его столичная «Автодорога» получила похвалу. Тогда как пензенские подрядчики все прошлое десятилетие периодически ловили нагоняи от администрации. Но строители-варяги - это еще и большой риск.
«Вопрос в качестве. Иногородние фирмы будут много тратить на логистику, транспортировку, - поясняет кандидат технических наук Алексей Власов. - Есть опасность, что на аукцион заявится фирма-однодневка. Она занизит цены на торгах и работы проведет менее качественно, из-за чего дорога придет в негодность уже через год. И претензии к ней предъявить будет трудно: фирма «разорится» и переродится в другое юрлицо, к ответственности ее привлечь будет нельзя. Такие прецеденты были, в том числе и в системе БКАД, особенно часто в Оренбуржье».
Здесь показательна история с ремонтом автодороги на Аустрина летом 2018 года. Тогда выигравший контракт ООО «Приват Констракшн» из Москвы остановил работы, аукцион пришлось разыгрывать вновь. Время было упущено, автомобилисты жаловались, что с полотна сняли асфальт, но ничего не делали.
На такие «подвиги» способны и местные строители, но «аборигенов» власти знают в лицо и понимают, чего от них можно ждать.
От контрактов с «варягами» страдает и региональный бюджет.
«Если юрлицо из другого региона, то налоги оно будет платить по месту его территориальной регистрации. Это минус иногородних подрядчиков», - размышляет доктор экономических наук Сергей Баронин. А суммы по дорожным заказам немалые. Только по одному контракту на строительство развязки на М5 казна должна получить, по примерным подсчетам, около 300 миллионов рублей.
Может, действительно стоит рассчитывать на «наших»? Даже в той же столичной «Автородороге», которая успешно построила Свердловский мост, руководство было связано с Пензой.