Примерное время чтения: 9 минут
169

Математика успеха. О бизнес-боях на уроках, ТикТоке и ботах от учителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Пенза 31/05/2023
Святослав Фролов уверен, что математика - очень увлекательная наука.
Святослав Фролов уверен, что математика - очень увлекательная наука. / Святослав Фролов / Из личного архива

Победителем конкурса «Учитель года Пензенской области – 2023» стал преподаватель математики средней школы № 9 города Сердобска Святослав Фролов. Зачем он на уроках показывает фокусы? Почему защищает ЕГЭ и куда потратил призовые 100 тысяч рублей? Лучший педагог региона ответил на вопросы «АиФ»-Пенза».

Шоу удивительных

Ирина Акишина, penza.aif.ru: Святослав Николаевич, вы очень молодо выглядите. Как вы заставляете школьников себя уважать?

Святослав Фролов: Я уже не молодой специалист, мой педагогический стаж – семь лет. И меня в школе считают очень строгим. Но обычно с детьми не приходится ругаться. Я уверен, что нашёл общий язык с детьми, и вообще они у нас хорошие, мне не приходилось за семь лет решать глобальных конфликтов.

– Обычно молодые учителя недолго держатся в школе. Часто в профессии разочаровываются уже во время практики…

– Я оканчивал школу в 16 лет, и как все, не знал, куда поступать. Когда стал учиться на физмате, начал изучать методику преподавания и не думал, что останусь в школе. В теории всё казалось запутанным и неинтересным. Но на практике я проникся профессией. Учитель, который должен был нас курировать, заболел, и мне предложили вести все его предметы целую неделю. Мне понравилось работать с детьми, объяснять им какие-то «фишки». 

– Что за фокусы вы показываете ученикам на уроке?

– Например, есть формула, с помощью которой можно узнать, каким днём недели может быть любое число любого года. По сути – это пример по теме «Деление с остатком». Но многие считают, что быстро подсчитать день недели подобным образом – это чуть ли не волшебство. На конкурсе «Учитель года», на открытом уроке, я показал один из выпусков шоу «Удивительные люди», где одним из героев как раз был человек, который мог быстро определить день недели у любой даты. Детям я говорил, что они тоже могут себя считать удивительными людьми, потому что они смогут научиться также быстро считать. 

– А бизнес-бои зачем проводите?

– Команда нашей школы занимает призовые места на всероссийских соревнованиях по финансовой грамотности. Я – один из тренеров. Поэтому на городском этапе конкурса провёл урок по бизнес-боям. Всё это я показал на примере семьи, которая хотела купить автомобиль, и детей, которые мечтали о ноутбуке. Мы рассматривали варианты, как можно получить средства: заработать на хобби, взять кредит, найти подработку. Да, это математика, здесь надо считать. Но важно, что ребята учатся использовать эти знания на практике, на том, что им реально пригодится в жизни, сделает их успешными. 

Статусный вопрос

– Сейчас немало случаев, когда дети выкладывают видео того, как педагог ведёт себя на уроке. Вас в Тик Ток не выкладывали?

– Было один раз. Я сам не видел, мне рассказывали: снимали девочки, наложили видео на какую-то романтическую музыку. Мне сказали, что красивый клип вышел. Я  понял, о каких роликах вы говорите. Я не оправдываю учителей, случай случаю рознь. Но зачастую дети специально провоцируют педагогов, задевают за больное, добиваются проявления негатива со стороны преподавателей, и в этот момент начинают снимать. К сожалению, у нас учителя не очень защищены в правовом плане от подобных ситуаций. 

– Сейчас предлагают предоставить учителю статус госслужащего. В том числе и для того, чтобы уберечь его от оскорблений. Как вы относитесь к подобным инициативам?

– Положительно. Конечно, не будет такого: вечером педагог получил статус госслужащего, и на следующее утро ученики стали вести себя с ним уважительно. Изменения в поведении смогут произойти со временем. Но поднимать престиж профессии надо. Хотя, конечно, большинство учителей свой авторитет зарабатывают тем, что становятся примером для подражания, располагают к себе, а не заставляют себя бояться. Через принуждение не получится нормального обучения.

ЕГЭ под гиперопекой

– Сейчас хотят менять систему высшего образования, начались эксперименты. И в очередной раз зазвучали голоса, требующие отменить ЕГЭ. Стоит к ним прислушиваться?

– Сама идея ЕГЭ хороша. Да, исполнение где-то хромает, где-то есть недоработки, но как бы не ругали этот экзамен, как бы не говорили, что на него можно натаскать, но результаты показывают, что натаскать-то нельзя. Иначе бы у нас были только отличники, а у нас единичные случаи, когда ребята сдают на 100 баллов. Зазубрить можно на средний балл, например, на профильной математике – до 80 баллов. А результаты выше можно получить, только если у ребёнка есть способности по этому предмету, и он усердно готовится.

– Но разве это правильно, что родителям приходится нанимать репетиторов своим детям?

– Сегодня дети не самостоятельны, не умеют и не хотят сами учиться. Это прегрешение не только родителей, но и учителей тоже. Нынешние школьники находятся под гиперопекой. Ребята, которых мы выпускаем из 11 класса, это 18-летние дети, но никак не взрослые. Я не понимаю, как они смогут самостоятельно жить, когда уедут из Сердобска учиться в вузы. Детям сейчас нужен человек, который будет вести их за ручку. Отсюда и репетиторы. Ещё как-то можно понять, когда речь идёт о подготовке к ОГЭ или ЕГЭ. Но очень странно выглядит, когда репетитора нанимают в 5-6 классах, тем более, в начальной школе. Это значит, что ребёнок не может сам освоить информацию. Мы живём в таком мире, где в сети можно найти десять разных видео, где десять разных человек объяснят тебе одну тему. Просто нужно захотеть это сделать. 

– Это такая особенность нынешнего поколения?

– Это результаты современных веяний, часто насаждаемых из Интернета. Есть мнение, что ребёнку нужно всё разрешать. И если он сидит в самолёте и пинает сиденье впереди, то не нужно ему запрещать это делать. В результате дети знают свои права, но не всегда осознают свои обязанности, в том числе не всегда понимают, что должны учиться. Правда, для школы, где я преподаю, это не так характерно: большинство детей и родителей слышат нас, учителей.

– Вы разочарованы в современных подростках?

– Ни в коем случае. Сейчас молодёжь намного добрее, общительнее, она более открыта новому, чем в мои школьные годы. В последнее время ни разу не видел, чтобы ребёнка обижали из-за того, что он не в силах изменить. Например, не замечал, чтобы плохо относились к тем, кто из бедной семьи и одевается хуже. Конечно, единичные случаи есть, но уже не в таком масштабе, как раньше.

– Вы разработали для своих учеников сервисы в Телеграме и YouTube. А ведь сейчас многие говорят, что Интернет для детей, наоборот, стоит ограничивать, что там много гадостей.   

– В жизни вообще много гадостей. Нельзя воспитывать запретами, нужно, чтобы ребёнок понимал, почему поступать нужно именно так и не иначе. Любой ресурс следует использовать во благо. В том же ТикТоке есть немало блогеров, рассказывающих о математике, биологии.

Прошлым летом я думал, чем мне заняться и нашёл видео «Разработка ботов в телеграме». И создал свой телеграм-бот, который по запросу выдаёт задания по математике. На YouTube записал видео, где разбираю прототипы задания по ЕГЭ и ОГЭ. В этом году, может быть, ещё что-то новое придёт в голову.

Блиц-опрос

– Вы жили в областном центре. Зачем уехали в район? Обычно все делают наоборот…

– Пока был в армии, жене (она также педагог по образованию) предложили работу в Сердобске. Она уехала туда, я, когда демобилизовался, поехал за ней. Я люблю уют и спокойствие. Мне нравится здесь.

– А служба в армии чему-то полезному научила? Может быть, взяли что-то для школы?

– Как только я закончил вуз, сам позвонил в военкомат, попросил меня забрать. Думал: быстрее уйду, быстрее приду. Но мне сказали: мест нет. Пришлось пойти только со следующим призывом. Мне в армии понравилось. Это, и правда, была школа жизни, я после неё сильно изменился. Служба закаляет характер, учит выстраивать отношения с разными людьми, не всегда приятными. Учит подбирать слова. Всё это помогло в школе. Ну и, конечно, использую воспитание через коллектив, которое практикуют в армии.

– Вашей дочке 1,5 года. Многие родители уже в два-три года начинают водить ребёнка, например, на ментальную математику….

– Я сильно давить не буду. И не стану стремиться воспитывать гения. Многие родители страдают тем, что пытаются воплотить свои амбиции в детях. Это беда многих отличников. Каждый ребёнок индивидуален, надо поощрять его способности. Может быть, моя дочка захочет танцевать, а не заниматься математикой, тогда я поддержу её в этом, ведь главное, чтобы ребёнок был счастлив.

– Как распорядились призами: автомобилем и призом в 100 тысяч рублей?

– Автомобиль пригнал домой. А деньги положил на счёт, будут финансовой подушкой безопасности.

Лучший учитель года получил в подарок автомобиль. Фото: Пресс-служба Правительства Пензенской области
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах