Примерное время чтения: 7 минут
62

Манна Поднебесная. Акимов о сладком для китайцев, оборонке и швеях из Индии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Пенза 20/11/2024
На презентации в Китае кондитерские изделия, орехи из Пензы славились особым спросом.
На презентации в Китае кондитерские изделия, орехи из Пензы славились особым спросом. Телеграм-канал Олега Мельниченко

Недавно делегация Пензенской области вернулась из Китая. Это уже не первая встреча с партнёрами из Поднебесной. Продолжились разговоры о совместных проектах. А выгодно ли на самом деле региону сотрудничать с Китаем? За счёт чего развивается сейчас промышленность в сурском крае? Не будет ли спада, когда уменьшатся оборонные заказы? Нужны ли Пензенской области мигранты?

На вопросы penza.aif.ru ответил исполнительный директор Ассоциации промышленников Пензенской области Александр Акимов.

Досье
АКИМОВ Александр Юрьевич. Родился в 1956 году. Кандидат технических наук, заслуженный работник промышленности Пензенской области. Работал на заводе ВЭМ инженером-конструктором, в НИИФИ (с 1992 по 1995 год возглавлял институт). С 1995 года – исполнительный директор Ассоциации промышленников Пензенской области. При его участии была разработана промышленная политика и основные законы, регламентирующие работу региона.

Выгоднее у себя

Ирина Акишина, penza.aif.ru Александр Юрьевич, делегация сурского края во время визита в Китай побывала на автомобильном заводе Geely. После этого стали рассуждать о том, может ли у нас появиться подобное производство. Насколько это вероятно?

- Начинать надо с другого. Необходимо понять: а нужен ли нам такой завод? Автомобильное производство – это прежде всего конвейер, сборка. С одной стороны, это хорошо, в этом случае формируется высокая стоимость. Но с другой стороны, трудоёмкость самой сборки составляет всего лишь около 10% от стоимости. Поэтому нельзя сказать, что на сборке вы можете резко поднять экономику. Такое удастся сделать в том случае, если у вас будет огромный объём выпускаемой продукции, и если она будет продаваться. Это очень непросто.

Москва сейчас выпускает «Москвич», по сути, это китайский автомобиль. Говорят, что в будущем часть деталей будут изготавливать в России, увеличат локализацию. Но пока я не вижу, что там получают большие доходы от «Москвича». 

Если организовывать подобное производство, надо смотреть, что именно стоит выпускать. Сейчас, например, не хватает небольшой коммунальной техники, машин, которые как «жучки» могут ездить по тротуарам и убирать их. Спрос на них есть со стороны бюджетных организаций, отвечающих за благоустройство. 

Я несколько раз был в Китае. Один раз – в 90-е годы, когда ещё работал в НИИФИ. У нас тогда было всё сложно, мы решили организовать совместное предприятие с китайцами. Они откликнулись, предложили готовый корпус под выпуск микроэлектроники, кадры. Но поставили условия: мы должны были предоставить документацию, вложить деньги и производить продукцию, 80% которой  продавать за рубежом. То есть она должна быть конкурентоспособной на мировом рынке. Стоимость здания, которую нам предложили под цеха, оказалась очень высокой. Получалось так: ты приехал, отдал документацию, где-то взял денег, вложил туда, произвёл датчики и повёз их обратно в Россию или куда-то в другие страны, чтобы продавать. Получилось, что проще это было сделать у себя, на своей территории. С китайцами надо всё просчитывать.

- А у нас есть технологии, которые могли бы заинтересовать китайцев?

- Тот же «МедИнж» выпускает клапаны для сердца, у предприятия есть международные сертификаты на свою продукцию. Насколько они интересны для китайцев, трудно сказать. Обычно лишь 3% инноваций удается внедрить, риски большие.

Сами китайцы больше интересовались нашей пищевой промышленностью.  Пробовать сотрудничать надо. Китай - это огромный рынок, средняя заработная плата там сейчас, как я понимаю, выше, чем в России. Покупательская способность высокая, людей много.

Фантастические удои

- Один из наших предыдущих спикеров профессор ПГУ Николай Юрков говорил, что сейчас одним из главных драйверов в промышленности являются военные заказы. А что будет с предприятиями после того, как они резко уменьшатся?

- Это правда, если будет развиваться ОПК, то и остальные сферы промышленности сделают большой шаг вперёд. Хотя есть сложности. И раньше непросто было внедрить военные разработки в производство гражданской продукции, это было связано с секретностью, с другими проблемами. Но сегодня есть указ президента, который гласит: к 2025 году 30% и к 2030 году 50% товаров на оборонных предприятиях должны выпускать для гражданки.

Если смотреть на индекс объемов промышленного производства, то на предприятиях ОПК в 2023-м он увеличился почти на 30%, в этом году, думаю, показатели будут такие же. Но и в целом по промышленности результат похожий - рост 25%. Нельзя сказать, что мы прирастаем исключительно за счёт оборонки.

Здесь важнее говорить не об индексе промышленного производства (он у нас высокий), а об объёмах. В Татарстане индекс 101%, но у них объём ВВП несколько триллионов рублей. А у нас всего чуть больше 400 млрд рублей.

В советские времена в Пензенской области в день выпускали 2700 велосипедов и мопедов, 25 000 часов, миллион конденсаторов, 27 000 пар обуви. Сейчас у нас нет массового производства. А чтобы развиваться, нужны объёмы.

В сельском хозяйстве сделан большой рывок. Там и зарплата сейчас, как на крупных заводах. 30% объёмов в обрабатывающих производствах сейчас – вклад пищевой промышленности. Это произошло за счёт технологий. Если раньше корова давала 3 500 литров молока в год, то теперь - 10 тысяч литров. С гектара собирали 15-20 центнеров зерна, сейчас – 40 центнеров. Это фантастика.

В промышленности пока сделать так не получается. Возможно, потому что конкуренция выше. И отсутствуют прорывные технологии. Раньше по выпуску ряда продукции, скажем, вычислительной техники, область занимала лидирующие позиции. Сейчас «железо» (чипы, платы) покупаем на стороне, сами разрабатываем программное обеспечение, выпускаем аппаратно-программные комплексы для различных отраслей, но здесь мы уже не лидеры.

С одной «иглы» на другую?

- Сейчас модно стало говорить, что введённые против страны санкции стали стимулом для развития. Вы бы с этим согласились?

- На первом этапе эти санкции привели к тому, что поменялась логистика. То есть товары стали привозить не напрямую, а через посредников. Есть опасность того, что с одной «иглы», например, европейской (в Европе, мы например, закупали станки), пересели на другую – китайскую и немножко корейскую.

Но замена импортного на отечественное всё равно происходит.

Завод Телема Гино полностью заменяет сейчас импортную продукцию своей, отечественной, они производят блоки резисторов для троллейбусов, трамваев, электровозов, ледоколов, ветряных электростанций.

На СтанкоМашСтрое увидели, что выпуск станков поддерживается на уровне государства, начали производить свою продукцию. Разработали свой станок, открыли представительство в Китае. Хороших примеров немало.

- Руководители всех организаций жалуются сейчас на нехватку кадров. Настойчиво звучат голоса приглашать больше мигрантов.

- У нас есть предприятие, которое пользовалось услугами швей из Индии, потому что не смогло найти в своем регионе квалифицированных сотрудников. Но труд мигрантов сегодня далеко не так дешев, как кажется. Не думаю, что иностранные рабочие решат проблему. Я посмотрел, что делают в Европе: там один человек нередко трудится на нескольких рабочих местах. Днём он на заводе, вечером преподаёт в учебном заведении. Возможно, и у нас пойдут тем же путём.

А чтобы привлекать к себе работников, руководству предприятий  стоит подумать не только о зарплате. Труд рабочего должен быть престижным, важно, чтобы человек чувствовал заботу. В советские времена все знали о сотрудниках, об их проблемах в семье, помогали их решать. К этому стоит возвращаться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах