В России 26 октября отмечают День автомобилиста. В Сурском крае с каждым годом всё больше жителей, которые могут считать этот праздник своим. Уровень автомобилизации в регионе растёт, несмотря на рвущиеся ввысь цены на транспорт и топливо.
Вечная любовь
«Вечная любовь, верны мы были ей» — это об отношении жителей Сурского края к автотранспорту. Никакие финансовые катаклизмы, судя по статистике Пензастата, не влияют на желание иметь под окнами личного «железного коня». Уровень автомобилизации в регионе стабильно растёт с 2000 года, и сейчас он превысил московские показатели — 358 автомобилей на тысячу человек населения. А всего, по данным УФНС России по Пензенской области на январь, зарегистрировано 476 640 единиц наземного транспорта.
«Когда покупали жильё, то радовались, что для каждой квартиры в нашем новом доме полагалось место на стоянке, — вспоминает Елена Красильникова. — Думали, хоть здесь не потребуется место для парковки искать. Но сейчас, когда прошло десять лет, после 22:00 некуда поставить свой автомобиль. Как-то так получилось, что в семьях уже не по одной машине. А по две, а то и по три».
«Возможно, здесь дело ещё в недостаточной финансовой грамотности населения, — предполагает директор автошколы Руслан Габитов. — У нас граждане знают лишь два способа сохранить свои деньги: что-нибудь купить (машину или квартиру) или положить в банк. Вложение в автомобиль на самом деле себя не оправдывает: транспорт требует обслуживания, как минимум покупки расходников и топлива. Всегда остаётся риск аварии. Но для многих машина — это ещё и показатель статуса: для её покупки берут кредиты, платят половину зарплаты, живут чуть ли не впроголодь, но зато катаются на дорогой иномарке».
«Дети вырастают, им принято сегодня покупать автомобили, — поясняет руководитель Лиги экспертно-оценочных организаций, директор Бюро судебной экспертизы и оценки юрист Анатолий Ниденс. — Дело не только в моде. У многих сейчас работа связана с разъездами, расстояние до работы увеличивается. Личный транспорт необходим».
Мечты не сбываются
К тому же для этого личного транспорта в регионе в последние годы было сделано много. В правительстве летом отмечали: в нормативном состоянии находится 68 % региональных и местных дорог. В Пензенской агломерации показатель ещё выше — более 80 %. Это хорошие цифры по сравнению с другими регионами. Но от пробок в Пензе они не спасают. И от роста числа ДТП также не уберегают (регион по этому показателю находится в красной зоне).
Правда, ни аварии, ни пробки не становятся основанием для отказа от авто.
«И как ещё добраться до центра города, например, из Заречного? Не говорите мне ничего про автобусы, а то ругаться буду непотребными словами», — объяснял один из пользователей Сети.
Решить проблему должна была в том числе транспортная реформа. Предполагалось, что граждане пересядут с личных авто в автобусы большой вместимости. Но пока мечты не сбываются. Число пассажиров, перевезённых за последние 20 лет, снизилось в два раза: со 137,3 млн человек до 62,9 млн. Прибавка отмечается в 2025 году, но она слишком мала (с января по август всего 13 %), чтобы говорить о том, что граждане массово пересаживаются на автобусы и троллейбусы.
«Ягодка опять»
А проблема не только в количестве транспорта на дорогах.
Автомобили — один из тех товаров, что поставили рекорд по скачкам цен. За пять лет легковые машины подорожали почти в два раза. И если последние месяцы цены на иномарки сбавили темп и даже чуть сдали назад, то отечественный автотранспорт не видит причин для того, чтобы дешеветь. Сейчас новая иномарка в среднем стоит 2,3 млн рублей. Чтобы купить её, среднестатистическому пензенцу надо не есть, не пить и только копить целых три года. Перспектива не самая радужная.
Когда денег не хватает, но очень хочется, граждане покупают то, на что хватает средств.
«Ты зачем на возраст смотришь? Ты посмотри, как она ездит», «Да она ягодка опять», «Ну и что, что 300 тысяч пробега, зато состояние идеальное» — это фразы из объявления о продаже авто и из переписки с продавцами. Большая часть того, что сейчас предлагают пензенцам, — не первой и не второй «свежести». Но здесь Сурский край идёт в ногу со всей страной: средний возраст автомобиля в России — более 15 лет, 71 % машин — более 10 лет.
Отечественное авто с завода стоит не намного дороже, чем импортное подержанное. Но выбирают именно второй вариант.
«Тут всё понятно. Новые отечественные машины не нравятся, новым китайским не доверяют и покупают немецкие, японские автомобили с пробегом», — объясняет Руслан Габитов.
«Надеяться на то, что цены на автомобили понизятся, не стоит. Они будут только расти, — утверждает Анатолий Ниденс. — Проблема в том, что в стране нет полноценной программы по утилизации. Утильсбор есть, а программы по утилизации нет. В своё время действовала акция, когда, например, за подержанную „шестёрку“, привезённую для сдачи на утилизацию, давали 50 тысяч рублей. Это способствовало обновлению автопарка. В других странах по такой же схеме подобное происходит на постоянной основе».
Комментарий
Зав. кафедрой «Транспортные машины» кандидат технических наук, доцент ПГУ Константин Лебединский:
«Средний срок эксплуатации автомобилей, в зависимости от их марки, составляет 6–10 лет. После этого в ряде стран старый автомобиль отправляют в утиль и вместо него покупают новый. У нас другое отношение к автотранспорту: мы привыкли ухаживать за машиной, постоянно чинить её. Это, наверное, пошло ещё со времён СССР, когда автомобили были малодоступны.
Конечно, состояние автотранспорта зависит не только от его возраста, но и от условий эксплуатации. Однако чем старше техника, выше вероятность различных происшествий. Ситуацию усугубляет отмена обязательного техосмотра — теперь невозможно быть уверенным, насколько исправна машина, которая движется по встречной полосе. Ещё одно преимущество новых автомобилей в том, что до пяти лет они находятся на гарантии и владельцы обязаны проходить обслуживание у дилера. А это значит, что за их техническим состоянием ведётся профессиональный контроль».


Управа на автобус. За что можно наказать перевозчика
Дороги и транспорт. Мельниченко почти 3 часа отвечал на вопросы граждан
Куда нас завезли? На транспортную реформу в регионе потратили 3 млрд рублей
Когда в Пензе появится наземное метро?
Почему бензин дорогой и его не хватает?