Примерное время чтения: 5 минут
273

Свет да посадки? Полиция проверяет концессию по электроснабжению в Пензе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Пенза 23/10/2024
Владлена Курылева / АиФ

Надзорные органы заинтересовались договорами, которые заключают ресурсники с муниципалитетами.

Кто в доме хозяин?

В Пензе скандал городского масштаба. Концессией, заключенной между администрацией Пензы и ЗАО «Пензенская горэлектросеть», заинтересовалась  ФАС.  В 2022 году было подписано соглашение между городом и акционерным обществом. Город передавал объекты электроснабжения. «Пензенская горэлектросеть» обязалась провести их модернизацию, ремонт, снабжать электроэнергией, подключать объекты электроснабжения. 

Регулятор обратил внимание на дополнительное соглашение от февраля 2024 года и на то, как трансформировались договоры аренды. По мнению регионального УФАС, муниципальное имущество – объекты электроснабжения –  были переданы без проведения конкурса. Также мэрия без согласования с антимонопольным органом внесла изменения в концессионное соглашение и продлила срок договора аренды муниципального имущества, который фактически прекратил своё действие.

Антимонопольная служба утверждает: при этом было нарушено законодательство о защите конкуренции. Нарушения потребовали устранить. УФАС дополнительно указывает: вынесенное им предупреждение муниципалитет не оспаривает. Но история явно будет долгой. В Арбитражном суде Пензенской области зарегистрировали новое дело: "Пензенская горэлектросеть" требует, чтобы администрация Пензы подписала дополнительное соглашение к концессии.

Сейчас пензенцы в соцсетях обсуждают: случайно ли мэрия нарушила закон или при этом был соблюден чей-то корыстный интерес? 

Была ли в этом деле коррупционная составляющая, предстоит разбираться правоохранительным органам. Сотрудники УМВД России по г. Пензе проводят «доследственную проверку по факту правомерности заключения концессионного соглашения в отношении объектов электроснабжения».

Но пензенцев больше волнует другое. Появились вопросы к тому, как рассчитывался тариф за электричество и траты на уличное освещение в городе.

«Посмотрите, какой бардак творится в сфере электроснабжения, сколько у нас бесхозяйных сетей, - обращает внимание руководитель направления «ЖКХ и общественный контроль» регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» Владимир Лощинин. -  В первую очередь это связано со строительством новых жилых комплексов. Дома сдаются, а сети, построенные для них, на учёт не ставятся. Кто-нибудь точно знает, какое у нас количество сетей в областном центре? Как рассчитывается тариф?»

Этот случай – не единственный, когда у надзорных органов возникают вопросы к концессиям. В августе этого года прокуратура сообщала о расторжении подобного договора в Колышлее. Администрация района ещё в 2016 году заключила соглашение с ООО «Ресурс», оно касалось объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения. Муниципалитет передавал своё имущество, а взамен «Ресурс» должен был осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения. Но партнёр так «исправно» выполнял свои обязанности, что муниципальное образование не получило паспорт готовности к отопительному сезону 2023-2024 годов. 

Жалобами в отношении другого ресурсника – «Т Плюс» - полны все соцсети. Компания сейчас собирает сообщения от пензенцев об авариях и отсутствии тепла в квартирах.

Тариф и цены

«В концессию, как правило, передают сети, которые требуют капитального ремонта. Объясните, какой концессионер будет вкладывать в чужое имущество свои деньги? А вкладывать придётся, потому что тех средств, которые он будет получать за услуги в виде платы от населения, ему вряд ли будет хватать, - поясняет Владимир Лощинин. – Деньги берутся из тарифа. А всегда ли он устанавливается из экономической целесообразности? У нас, определяя планку тарифа, смотрят и на то, насколько посильным он будет для населения. Из-за этого его размера может не хватать на все расходы, которые будет нести концессионер. Он и не несёт. Работает как временщик. Таких примеров в районах области масса».

Разговор о цене нередко становится камнем преткновения. Именно стоимость мусороперерабатывающего завода стала официальной причиной того, что региональное Министерство ЖКХ и ГЗН потребовало в суде расторгнуть концессионное соглашение с ООО «Маг Груп Пенза», оно должно было построить объект. Планировалось, что завод заработает ещё в 2023 году, но стройка до сих пор не начата. Мусорная реформа в регионе буксует. 

«Можно идти другим путём: например, создавать МУПы по обслуживанию сетей, искать средства на их модернизацию, входить в федеральные программы, - обращает внимание Владимир Лощинин. - Но передавать в концессию – удобнее. Всегда есть тот, на кого можно будет свалить все провалы. По сути, концессионный договор – это уход властей от ответственности».

Мнение 

Социолог Анатолий Бодров:

«Концессия - один из лучших вариантов в условиях, в которых сейчас находится сфера ЖКХ. Есть ли сейчас у муниципалитетов средства для плановой замены сетей? Какие-то есть. А есть ли у них столько денег, чтобы заранее менять трубы с износом и таким образом предотвращать коммунальные аварии? Нет, таких средств нет. Откуда тогда их брать? В этом случае привлекают частный капитал. 

Тут только одна проблема, которую очень тяжело решить: где найти таких ответственных инвесторов. Ведь они должны понимать, что прибыль по договору концессии не получат как минимум лет семь, они будут вкладывать её в модернизацию. По сути, такие партнёры заменяют собой государство.

Если кто-то скажет, что уже завтра приведёт такого инвестора, то можно будет подозревать наличие коррупционного фактора. Таких концессионеров надо долго искать, потом с ними работать, возможно, уговаривать. Это дело не одного месяца и даже года.

Да, можно не заключать концессионное соглашение, а попытаться получить федеральный инфраструктурный кредит у государства. Но то же самое хотят сделать и другие 88 регионов, по сути, мы находимся в жёсткой конкурентной среде. Тот факт, что регион смог получить большой инфраструктурный кредит на покупку троллейбусов, можно считать большой удачей. Поэтому муниципалитеты и обращаются к концессионному соглашению. Но далеко не всегда это заканчивается удачно». 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах