Аргументы и Факты
penza.aif.ru
16+
Пенза
Аргументы и Факты
penza.aif.ru
16+
Пенза
Примерное время чтения: 7 минут
43

ИИ спасёт от пробок? Управление светофорами в Пензе хотят передать нейросети

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. АиФ-Пенза 26/11/2025
На ул. Володарского в Пензе хотят организовать «зелёную волну».
На ул. Володарского в Пензе хотят организовать «зелёную волну». / Владлена Курылева / АиФ

За последние 20 лет уровень автомобилизации в регионе вырос в три раза. По сути, Пенза попала в новую реальность. Рецепт от пробок назвали. В нём несколько ингредиентов. В том числе искусственный интеллект. У него получится?

Стадия смирения

«Всё нормально, стоим. Всех с добрым утром!» — это сообщение из одного пензенского дорожного чата. Пробки там уже воспринимают как неизбежность. Но продолжают мечтать, чтобы они исчезли.

«А у тех, кто ездит по ул. Измайлова, уже стадия смирения», — грустно шутят автолюбители, движущиеся из Ахун и ГПЗ. Эта улица — одна из самых перегруженных в городе.

«Динамичный рост автомобилизации населения опережает возможности существующей улично-дорожной сети, что приводит к возникновению заторов в часы пик», — констатируют в ГБУ «Безопасный регион», в том числе и это учреждение отвечает за организацию движения в Пензе.

Оно и предлагает решение проблемы. Во-первых, развивать общественный транспорт, создавать велоинфраструктуру и пешеходные пространства.

Созданием велосипедных дорожек может пока хвастаться только Заречный, они опоясывают чуть ли не весь город. В Пензе такие инновации хороши для новых районов, в уже существующих кварталах для них не хватает места. А чтобы создать пешеходные пространства в существующей застройке, надо на каких-то территориях запретить автомобили.

Пересадить пензенцев в автобусы и троллейбусы мечтал не один мэр. Но реформа общественного транспорта идёт неоднозначно, да и, по заявлению властей, продлится она до 2030 года. А маршрутки уже сейчас пропадают, как невидимки, поэтому запрос на автомобили неизбежно растёт.

Мост на 6 млрд рублей

Ещё один вариант спасения, на который указывает ГБУ «Безопасный регион», — это «стратегическое развитие инфраструктуры, строительство и реконструкция дорог, организация парковочного пространства». За ремонт городских улиц и федеральных трасс области недавно вручили «Золотой каток». Но в Пензе ещё немало бед для дорог. И денег здесь требуется особенно много.

Сейчас реализуется один из самых дорогих проектов — реконструкция железнодорожного переезда у Бакунинского моста. Стоимость работ на ближайшие три года — 6 млрд рублей. Для сравнения: в прошлом году на ремонт дорог по нацпроекту «БКД» во всей области потратили 2,3 млрд рублей. А в городе ещё остаются разваливающиеся мосты — на ул. Токарной и на ГПЗ. Когда туда придут строители, непонятно.

На волне

Есть и третий путь — внедрение «зелёных волн» и адаптивных систем. Последний вариант — это как раз про искусственный интеллект.

«Корректнее говорить о внедрении самообучающихся алгоритмов, которые являются ключевым элементом АСУДД (автоматизированной системы управления дорожным движением), — поправляют в ГБУ „Безопасный регион“. — Эти алгоритмы анализируют потоки данных в реальном времени и подстраивают работу светофоров под текущую ситуацию».

Сейчас на адаптивном управлении находятся 12 светофоров в городе. Впервые ноу-хау опробовали на улице Терновского.

«Вспомните, что творилось в Терновке 1,5 года назад. В час пик стояли и машины, и автобусы. Сейчас время проезда сократилось в два раза. Работа продолжается. Улица за улицей постепенно переходят на адаптивное управление, то есть когда фазы светофоров переключаются не по определённому времени, а в зависимости от ситуации на дороге», — рассказывал сооснователь Ассоциации разработчиков программного обеспечения Пензенской области Максим Семёнкин. Его компания участвовала в реализации проекта.

Влияние адаптивного управления и «зелёных волн» без всяких вложений в инфраструктуры увеличивает пропускную способность на 15–20 %. Но и здесь старые проблемы: время и деньги. Над тем, чтобы в Терновке появилось адаптивное управление, работали около двух лет.

«Не хватает транспортных инженеров, которые могут проанализировать ситуацию, замерить трафик в разные дни недели и в разное время суток, — продолжал Максим Семёнкин. — Для этого требуется и соответствующее оборудование. Светофоры необходимо подключить к интернету, если бы они работали по мобильной связи, то у нас бы всё встало. Требуется согласовывать изменения в организации дорожного движения, изменить рядность, повесить знаки. Все договоры на оказание услуг проходят через госзакупки, на это тоже требуется время. Но на текущий момент в масштабах города крупные инфраструктурные вопросы (с тем же подведением интернета) решены, осталась точечная работа на отдельных участках».

На адаптивное управление обещают перевести несколько особо загруженных перекрёстков. Но в ГБУ «Безопасный регион» осторожны: по их мнению, полный переход на такое централизованное управление возможен. Но сложен и долог. «Сроки зависят от финансирования и успешности пилотных проектов» — ещё больше напустили тумана в управлении. Ни конкретных сумм, ни конкретных дат так и не назвали.

Комментарий

Директор автошколы, специалист по направлению «автомобиль и автохозяйство» Руслан Габитов:

— Езда на велосипеде — дело хорошее и для здоровья полезное, но этот способ добираться до работы, думаю, подойдёт не всем. Тем более зимой. И к тому же с велосипедами много проблем: для них нужно строить стоянки, их постоянно крадут.

Что значит развивать общественный транспорт? Здесь главное, чтобы он ходил по графику, и тогда люди будут им пользоваться.

Адаптивное управление светофорами позволяет более эффективно использовать дорожную сеть по сравнению с обычными светофорами. Но надо, чтобы это управление было на всей улице, а не на одном перекрёстке. Этот способ лучше использовать там, где нельзя расширить дорогу. Если дорогу расширить можно, то лучше вкладываться в строительство новых полос, чем в светофоры.

Если на одной улице работает «зелёная волна», то можно бы и увеличить скорость, хотя бы километров на пять в час. Уже тогда дорожный поток значительно быстрее пойдёт. Но эффект будет в том случае, если на самом деле всё чётко работает.

Идеи хорошие, но реализовать их будет сложно. Надеюсь, что всё получится. К сожалению, конкретики, цифр пока очень мало.

Кстати

  • «Зелёная волна» в Пензе действует на проспектах Победы, Строителей, улицах Калинина (от Свердлова до Окружной), Терновского и Луначарского.
  • Для комфортной езды водителям рекомендуется двигаться со скоростью, близкой к разрешённой на данном участке, как правило в диапазоне 50–60 км/ч.
  • В ближайшее время «зелёную волну» планируется организовать на других загруженных направлениях, таких как улицы Кирова, Суворова, Пушкина, Володарского.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах