Примерное время чтения: 4 минуты
1032

Топить или нет? Эксперт Лебединский объяснил, стоит ли прогревать новые авто

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 51. АиФ-Пенза 17/12/2025

С приходом декабря в водительских чатах появились новые темы для разговоров. Там обсуждают, стоит ли прогревать современные автомобили и как лучше это делать.

На вопросы читателей отвечает зав. кафедрой «Транспортные машины» кандидат технических наук, доцент Пензенского государственного университета Константин Лебединский.

Сел и поехал

Ирина Акишина, penza.aif.ru: Правда ли, что современные автомобили не нужно прогревать зимой?

Константин Лебединский: Да. Они не требуют прогрева перед началом движения. В инструкциях по эксплуатации нет указания на то, что перед началом поездки нужно чего-то ждать. Машины спроектированы с расчётом на то, что водитель завёл двигатель, пристегнулся и сразу начал движение. Это связано с устройством автомобиля, а именно с системой управления агрегатами и применяемыми смазками. В основном сегодня двигатели оснащены системой впрыска топлива (инжекторные), которая обеспечивает подачу «правильной» топливной смеси в зависимости от режимов работы двигателя, в том числе от его температуры. Кроме того, современные моторные и трансмиссионные масла сохраняют свои вязкостные свойства в том числе при морозе.

Конечно, необязательность прогрева двигателя перед поездкой не означает, что этого делать не нужно. Есть определённая оговорка. Какие бы суперсовременные и дорогие масла ни использовал владелец авто, всё равно при отрицательных температурах смазка густеет и для равномерного её распределения к деталям мотора нужно некоторое время. Причём холода влияют на размеры сопряжений между деталями, при понижении температуры зазоры изменяются за счёт сжатия материала и отличаются от рабочих, заложенных в конструкцию машины. Все эти факторы влияют на износ, особенно при резких нагрузках на неразогретый и несмазанный двигатель.

Поэтому прогревать автомобиль требуется обязательно! Чтобы максимально продлить ресурс машины и снизить износ деталей агрегатов (двигатель, коробка передач), нужно обеспечить несколько условий работы автомобиля при «холодном» двигателе. Не стоит сразу «крутить» его до 5000 оборотов. Прогрев должен происходить в движении, под щадящей нагрузкой.

Тише едешь — теплее будешь?

— При какой температуре воздуха надо начинать прогревать машину?

— Прогрев становится критически важным примерно от +5 °C и ниже. Чем ниже температура, тем важнее щадящий режим в начале поездки.

— Как долго надо прогревать машину?

— Не нужно греть машину 10–15 минут. Для прогрева масла достаточно нескольких минут после запуска двигателя. Они могут быть потрачены, например, на очистку кузова от снега.

— Как понять, что машина прогрета?

— Индикатором прогрева может служить температура охлаждающей жидкости на приборной панели автомобиля. Но есть и ещё один способ понять, что машина прогрелась до нужного уровня, — это количество оборотов двигателя по тахометру. При запуске двигателя электронная система повышает количество оборотов как раз для обеспечения «правильных» условий работы, а по мере прогрева снижает и выходит на рабочий диапазон. Поэтому, как только стрелка на тахометре на холостом ходу будет около 1000 оборотов, машина прогрета.

Конечно, зимой есть и ещё один немаловажный фактор — это комфорт в салоне автомобиля. Наличие тёплого воздуха от печки возможно, только когда температура охлаждающей жидкости двигателя соответственно повысится.

— Если сесть в автомобиль, сразу завести его, но ехать медленно и не газовать, то это то же самое, что прогревать машину?

— Сесть и сразу ехать медленно — это правильная тактика, наиболее оптимальный способ прогреть двигатель. Под небольшой нагрузкой он прогревается быстрее, чем на стоянке. Кроме того, быстрее прогревается и выходит на рабочий режим трансмиссия. При этом снижается уровень вредных выбросов на парковках около домов. На сегодняшний день ст. 17.2 ПДД РФ запрещает стоянку авто с работающим двигателем во дворах жилых домов, а, как следует из ПДД, под стоянкой понимается преднамеренное прекращение движения автомобиля на время более пяти минут. И за это нарушение (например, при жалобе «добрых» соседей) может быть наложен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах