Порой родителям сложно понять поведение своих детей, особенно, когда подростки проявляют себя по отношению к своим сверстникам не самым лучшим образом. В таких случаях, если вовремя не обратить на это внимание, последствия не заставят себя долго ждать. Из-за чего дети начинают вести себя агрессивно? Как это исправить? На вопросы читателей ответила психолог Наталья Путилова.
Если ребенок - драчун
- Учительница постоянно жалуется на собраниях, что мальчики (мы ещё ходим в начальную школу) дерутся на уроках. Я уже не знаю, как и что объяснять сыну. Он утверждает, что сам никогда не начинает, на него нападают, а он защищается. Что делать?
– Как именно учитель видит ситуацию? Кто начинает драку, является инициатором? Если постоянно нападают на мальчика, то он вынужден обороняться. Важно выяснить, как именно на него нападают, вербально (словесно) или физически. Если физически, то опять-таки важно знать, как именно нападают и как он обороняется.
Здесь необходимо увидеть, насколько оборона соответствует нападению. Бывают случаи, когда любая шутка вызывает ответную агрессию с физическими действиями. Если действительно ребёнка обижают и постоянно на него нападают, речь может идти о буллинге. В таком случае мальчику необходима помощь, самостоятельно он не сможет переломить ситуацию.
Есть и другой вариант: ребёнок является постоянным участником драк, потому что хочет быть лидером. Тогда он начинает сам провоцировать других ребят и получает в ответ сдачу. Но своих действий ребёнок не видит, и ему кажется, что на него другие нападают первыми. И в начальной школе чаще всего речь идёт именно об этом варианте. Здесь важно проговорить с ребёнком о его желании быть лучшим, первым, о конкуренции. Помочь ему найти его уникальные черты, указать, чем он отличается от других ребят, поддерживать его в любых начинаниях, укрепить самооценку. Можно привлечь к этому учителя, чтобы дала ребёнку какое-то важное общеклассное дело, это очень повысит его значимость в собственных глазах и глазах одноклассников. И необходимость в утверждении через драку пройдёт.
Если дети не дружат
- Дочка учится во 2 классе, сын – в 7. Живут, как кошка с собакой. Дочка ябедничает по поводу и без повода, сын на неё огрызается. Как и что им объяснить, чтобы были терпимее друг к другу?
– Случаи, когда братья и сёстры ссорятся, очень распространены. Они изначально являются конкурентами за родительское внимание. При появлении младшего ребёнок теряет свое прежнее место в семье и теперь вынужден делить внимание с новорождённым малышом. Это всегда стресс. Дружба детей между собой не возникает сама по себе, это всегда результат грамотных действий родителей, их терпения и такта. Необходимо старшему ребёнку обозначить его место в изменившейся семье, найти плюсы в его новой роли и всячески поддерживать в адаптации. Сами дети могут объединяться только в неблагополучных семьях, когда нет необходимости бороться за родительское внимание, а нужно выживать.
Родителям в этой ситуации нужно понаблюдать за своей реакцией. Чаще всего родители, ради сохранения спокойствия в семье, встают на сторону младшего. И дальше следуют обращения к старшему в духе: «Ты уже большой, а он маленький, уступи ему» и т. д. При таком подходе жалоб со стороны младшего не избежать, подобным поведением родители, наоборот, провоцируют младшего к жалобам и манипуляциям. А старший в ответ будет огрызаться от ощущения несправедливости. И ещё раз хочу подчеркнуть, начинать родителям нужно не с объяснения детям, а с пересмотра собственной позиции. Когда у младшего ребёнка выгода в жалобах пропадёт, они быстро прекратятся.
Если ребенок - изгой в классе
- Дочка учится в 8 классе. Она не говорит, но я поняла, что она в классе – изгой. Она очень увлечена науками, детям кажется странной. Учителя мало что могут исправить. Как помочь? Уйти в другую школу?
– Важно прояснить, что она вкладывает в это понятие? Она может чувствовать себя изгоем, когда одиноко сидит на перемене за партой, и у неё нет друзей? Или она подвергается нападкам и издевательствам со стороны одноклассников? И тогда это две разные истории.
В первую очередь, необходимо установить, есть ли буллинг. Если факт установлен, родителям стоит занять активную позицию и идти по всем школьным инстанциям, привлечь школьного психолога. Ребёнка нельзя оставлять в такой ситуации. Если в данной школе не удаётся найти решения проблемы, тогда имеет смысл сменить её, предварительно найдя понимание с новым классным руководителем.
Если же речь идёт об изгое, в смысле одиночества и непринятия, школу нет смысла менять. Здесь бы очень хорошо помогла индивидуальная работа с психологом. Такие дети часто застенчивы, уязвимы, а учитывая переходный возраст, эти качества усиливаются.