Примерное время чтения: 8 минут
414

«Как сходилися, собиралися...» На Троицу Лермонтов устраивал кулачные бои

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-Пенза 19/06/2024 Сюжет Пензенская область. История в документах и судьбах

23 июня православные в России будут отмечать Троицу. Сейчас мало кто помнит, но одной из традиций этого дня были… кулачные бои. 

В Пензенской губернии, где провел своё детство Михаил Лермонтов, бои на кулаках считались популярной частью праздников. А русский поэт не только был свидетелем подобных забав, но и их организатором.

Penza.aif.ru вместе с музеем-заповедником «Тарханы» продолжает цикл публикаций, посвящённый 210-летию со дня рождения русского гения.  

И «Емельянович ведал приёмы...»

О традиционном русском боевом искусстве, в котором главным оружием был могучий кулак, написано немало. Кулачный бой - это целая боевая философия со множеством правил, своим языком и, конечно, героями. Соревнования «в силушке богатырской» на Руси проводились испокон веков. Как ни пытались власти наказывать и налагать запреты на народные побоища, забава оставалась излюбленным элементом народных гуляний. Без неё не обходились такие праздники, как Святки, Масленица, Семик (согласно славянской дохристианской традиции отмечался в четверг перед Троицей), Троицын день. 

Сезон кулачных боёв начинался зимой и продолжался чуть ли не до середины лета.   XVIII век стал временем расцвета русского кулачного боя. Сохранилось свидетельство Михаила Ломоносова, который «будучи лет 14-ти, побарывал и перетягивал 30-летних сильных лопырей». 

«Кулачником» был Емельян Пугачёв и … прадед Михаила Лермонтова крупный пензенский помещик Алексей Емельянович Столыпин. А.М. Тургенев (чиновник и офицер), хорошо знавший Столыпина, вспоминал: «Емельянович ведал приёмы кулачных бойцов, как ударит к месту (значит, по артерной жиле на шее. - Ред.), под никитки (в левый бок к груди, близ сердца. - Ред.), земляных послушать часов (удар по виску. - Ред.), рожество надкрасить (разбить скулы, подбить глаза. - Ред.), краснаго петуха (своротить нос. - Ред.). 
Он был в превосходной школе у А. Гр. Орлова».

«Сам на сам», «стенка на стенку» 

Различали несколько видов кулачных боёв. Например, бой «один на один» («сам на сам»), как в «Песне про...купца Калашникова», где два участника бились друг против друга.

Другая разновидность - «свалка-сцеплялка», в этом бою «противной стороны не имелось», дрались без разбору, главной задачей было как можно дольше оставаться на поле. Третий вид - «стенка на стенку», он предполагал деление на команды. Как правило, делились по территориальному признаку. Именно такой бой видел в Тарханах ребёнком Михаил Лермонтов.

Тот случай описал троюродный брат поэта, Аким Шан-Гирей: «...на плотине с замиранием сердца смотрели, как православный люд, стена на стену ... сходились на кулачки… и раз расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассечённой до крови».

Бои этого вида обычно начинались так называемым «задиранием». Соперники выкрикивали прибаутки, восхваляли свою и насмехались над «супротивной» стороной, чтобы раззадорить друг друга. После «заигрышей» сходились подростки – застрельщики. И только после них выходили «заправские» бойцы. Благодаря таким забавам появилось выражение «ломить стеною». Не случайно оно есть и в лермонтовском стихотворении «Бородино»:

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Такие бои продолжались до момента, пока одна из сторон не отступится и не обратится в бегство.

Слезам здесь не место

Став офицером, Лермонтов сам был устроителем кулачных боев в Тарханах. Здесь уже места слезам не было.

Краевед Пётр Шугаев записал со слов старожилов села:

«Сельская площадь всё в том же виде, на которой в праздничные дни Михаил Юрьевич ставил бочку с водкой, а крестьяне села Тархан разделялись на две половины, наподобие двух враждебных армий, дрались на кулачки, стена на стену, а в это время, как современники передают, «и у Михаила Юрьевича рубашка тряслась», и он был не прочь принять участие в этой свалке, но дворянское звание и правила приличий только от этого его удерживали; победители пили водку из этой бочки; побеждённые же расходились по домам, и Михаил Юрьевич при этом всегда от души хохотал».

Бой «один на один» тоже начинался с приветствия. Одной из разновидностей такого единоборства был «на одну руку», то есть драться можно было только одной рукой, а вторая привязывалась кушаком к туловищу. Противник при этом действовал обеими руками, поэтому на такое решались только искусные «гладиаторы».

Интересной разновидностью боя был «раз за раз», или «через черту». Соперники становились по разные стороны от неё и поочередно наносили удары согласно общим правилам боя. Уклоняться от удара запрещалось, можно было лишь прикрывать уязвимые места.

О кулачном бое «сам на сам», свидетелем которого поэт тоже был в Тарханах, биографу Лермонтова П. А. Висковатому рассказала тарханская крестьянка А. П. Ускокова:

«А билися на первом снеге. Место-то оцепили веревкой...а супротивник сына моего прямо по груди-то треснул, так, значит, кровь пошла. Мой-то осерчал, да и его как хватит – с ног сшиб. Михаил Юрьевич кричит: «Будет! Будет, ещё убьёт».

Лежачего не бить!

Существовала масса правил и специальных терминов, которые были хорошо понятны любому кулачнику. Например, «намылить сусалы» означало ударить сбоку в голову, а «дать под микитки/никитки» означало ударить по туловищу снизу. Сформировалось тогда и непреложное правило, дошедшее до нас в виде фразеологизма «не бить лежачего». Такое поведение во время боя считалось бесчестным. 

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» зафиксировал его: «...бой шел обычным правилом: лежачего не бьют, мазку (на ком кровь) не бьют». Нарушителей правил жестоко наказывали. Запрещено было использовать и дополнительные средства. Вся надежда – на собственный кулак, который в зимнее время можно было спрятать в специальную рукавицу. А.Г. Орлов, любитель кулачных боев, пытался ввести толстые кожаные рукавицы, сделанные «из такой грубой кожи, что она мешала…сжать руку в кулак».

Песнь
Песнь Фото: Public Domain

Надел рукавицы и Степан Парамонович Калашников:

Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает.

Участники этого боя успели обменяться всего двумя ударами: Кирибеевич ударил противника «посередь груди», да так, что «погнулся крест и вдавился в грудь», а в ответ получил смертельный – в «левый висок со всего плеча».

Как правило, у участников поединка были свои фирменные удары и ряд обманных движений. Граф Федор Ростопчин (генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия), любитель кулачных боев, отмечал, что «битва на кулаках такая же наука, как и бой на рапирах».

Возрождённые традиции

При Александре I и Николае I бои запрещались «как забавы вредные», однако традиция их проведения была очень живуча. Кулачный бой не стал полноценным видом спорта, теперь только энтузиасты сохранения русских боевых традиций встречаются померяться «силой богатырской». 

В Белинском районе (в лермонтовские времена это был Чембарский уезд) в них можно поучаствовать и в зимнее, и в летнее время.

В наше время этот вид состязаний является обязательным элементом фольклорного праздника «Масленица», который проходит в музее-заповеднике «Тарханы». А на Троицу на «кулачки» ежегодно сходятся современные русские богатыри на раздольных лугах мордовского села Козловка. Аутентичный боевой стиль ещё привлекает настоящих русских богатырей, доказывая, что настоящий русский характер не подвластен ни времени, ни обстоятельствам.
 
Научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» 
Юлия Голоб
 
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах