В Пензе скоро откроются ёлочные базары. Считается, что ёлка должна стоять в каждом доме, она – главный атрибут Нового года. Так было не всегда. Новогоднее дерево несколько раз оказывалось под запретом.
Царское дерево
Первые рождественские ёлки появились в Пензе к середине XIX века. Традиция наряжать их пришла в Россию из Германии после того, как Николай I женился на Александре Фёдоровне, немке по происхождению. В 1817 году императрица уговорила Николая нарядить маленькие ёлочки для царской семьи, так же, как это делали у неё на родине. Традиция прижилась, но сначала – только при дворе.
В общественных местах украшенную лесную красавицу начали ставить с 40-х годов XIX века. Первая публичная ёлка появилась в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала в Санкт-Петербурге. Там прошёл праздничный бал. Интересно, что дерево было установлено не по центру, а около стены. С этого времени начали регулярно проводиться балы рядом с ёлкой.
«К нам в Пензу эта традиция пришла к годам 50-м XIX века, она не была очень распространённой. Ель ставили в основном при дворе, у богатых горожан. Даже помещики её особо не жаловали. И только к концу XIX века она уже плотно вошла в быт, в том числе помещичий. Хвойное дерево стали наряжать и в Пензе», – рассказывает заведующая новым зданием Пензенского краеведческого музея Лариса Панова.
Обычая ставить главную городскую ёлку на площади не было. Украшенное деревце было атрибутом домашнего развлечения, балов. Ёлку, скорее всего, устанавливали в зданиях Пензенского дворянского собрания и Пензенского соединённого собрания, находившегося на углу Дворянской и Никольской улиц (ныне улица Красная и улица Карла Маркса), напротив Пензенского краеведческого музея. С началом царствования Николая II новогодняя красавица очень плотно входит в быт горожан, поскольку императрица Александра Фёдоровна была немкой и при ней деревья устанавливали и наряжали везде: в детских домах, пансионах, гимназиях.
Под запретом
Первые искусственные ели тоже появились в XIX веке за границей. Их придумали на заводе по производству ёршиков для посуды. Эти деревца были очень дорогие.
Искусственную ёлку, даже среднего размера, могли себе позволить только очень богатые люди. В Пензе в конце XIX века особенно состоятельными были купцы, так как дворяне после отмены крепостного права разорялись, теряли свой доход.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, церковь ввела запрет на ёлку, потому что считала её установку не русской, а немецкой традицией, лютеранским обычаем. Во время запрета выпускались плакаты и листовки с призывами отказаться от ёлок и пожертвовать подарки воинам, сражавшимся на фронте.
«Ёлки были символом дворянского образа жизни. Только в дворянских семьях ставили и наряжали хвойные деревья. Простые люди ёлками никогда особо не интересовались. Для них она была символом смерти. Гробы делались сосновые, домовину устилали тоже сосновыми ветками, поэтому ёлка не воспринималась простыми крестьянами как символ праздника», – продолжает Лариса Панова.
Запрет просуществовал лишь до 1916 года. Но тем не менее в церквях на Рождество ёлки стали украшать только после Великой Отечественной войны.
С 1916 года, уже после отмены запрета, деревца начали устанавливать в госпиталях для раненых бойцов. На фронт отправляли открытки с ёлочками.
Реабилитация
В 1926 году ёлку снова запретили, в этот раз – как буржуазный пережиток. Но 18 декабря 1935 года по инициативе Сталина и от лица Павла Постышева, одного из партийных деятелей, в газете «Правда» появляется статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», в которой Постышев говорит:
«Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей… Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек… Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»
С 1935 года рождественская ёлка становится новогодней. К созданию праздничных образов привлекаются такие известные писатели, как Сергей Михалков, Лев Кассиль. В 1937 году в Доме союзов проводится первая главная ёлка страны. С 1954 года её перенесли в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. Через некоторое время появляется Дед Мороз, а ещё позже – Снегурочка.
В Пензе упоминания о новогодней ёлке встречаются в газете «Сталинское знамя» в 1941 году. В ней содержатся записи о том, что, несмотря на сложное время в жизни страны, колхозы проводили для детей новогодние представления, специально привозили деревья, мед для того, чтобы можно было приготовить угощение, пекли пироги.
В Пензенском драматическом театре проводился торжественный благотворительный вечер. На него продавались билеты, а вырученные за них средства шли на нужды фронта.
Большие уличные ёлки стали устанавливать в 70-е годы на площади Ленина, у здания, где сейчас находится правительство области. Там же возводились ледяные городки. В конце 90-х годов на определённое время главная ёлка переносилась на Фонтанную площадь.
Также новогодние деревья ставили у зданий всех крупных предприятий, например, около завода имени Фрунзе. Каждая организация имела свой дом культуры, в котором проводились новогодние представления для детей.
Именно в соответствии с традициями, заложенными при СССР, мы и встречаем сейчас Новый год.