Одной из тем, затронутых в четырехчасовой беседе президента с журналистами, была экономика. Это и понятно: только экономически сильная держава может на равных разговаривать с другими государствами. Но есть ли у нас для этого потенциал? И в чем он заключается? Об этом корреспондент «АиФ-Пенза» побеседовал с известным пензенским экономистом Михаилом Лисиным.
Мозги по-прежнему утекают
- Михаил Николаевич, что лично вам показалось значимым в ответах главы государства?
- Поскольку мне близка тема бизнеса и экономики, поэтому актуальными показались ответы на вопросы, связанные с прессингом предпринимателей. Да, количество плановых проверок снижается -это факт. Но одновременно с этим растет число внеплановых. Значит, процесс нужно корректировать, и меня очень порадовала позиция президента, констатировавшего, что количество внеплановых визитов контролирующих органов не должно превышать 30% от запланированных.
- Но ведь если свести к минимуму все проверки, то нерадивые бизнесмены, которых, наверное, немало, начнут «плохо» себя вести - перестанут соблюдать санитарные нормы или будут производить откровенную ерунду!
- Я думаю, что того количества проверок, которое есть сейчас, вполне достаточно, чтобы этого не произошло. К тому же, никто не отменяет жалоб потребителей, на которые контролирующие ведомства обязаны реагировать. Другой вопрос, что их руководители должны анализировать ситуацию, а не бездумно отправлять своих сотрудников «кошмарить» бизнес. Честно работающие предприниматели не должны бояться того, что завтра к ним придут проверяющие и начнут выворачивать их предприятие наизнанку. Когда одновременно проходит 5-6 проверок - это не смешно. Прессинг со стороны «контролеров» подталкивает бизнес к уходу в другие юрисдикции.
- Что вы имеете в виду?
- Предприниматели, прижатые к стенке, продают предприятия, уезжают в Европу или Китай и делают бизнес там. Особенно это популярно среди айтишников. Этот бизнес не требует производственных площадей и громоздкого оборудования. Все, что нужно - компьютер и голова.
Я знаю предпринимателей, которые были вынуждены перебраться из Пензы в Европу. Для российской экономики такой «побег» за рубеж - большая проблема. Ведь цифровая экономика - это, в первую очередь, мозги. Утечка интеллекта ни к чему хорошему не приведет. Российские мозги и деньги должны работать здесь.
В чем потенциал?
- Если бы у вас была возможность пообщаться с главой государства, вокруг какой темы строилась бы беседа?
- Мне близка экономика, поэтому и мой вопрос был бы связан с ней. Во время пресс-конференции президент подчеркнул, что развитие экономики по-прежнему остается стратегическим направлением политики государства. Мне было бы интересно узнать, видит ли он потенциал в росте производительности труда.
- А вы видите?
- Однозначно - да. Производительность труда без серьезных финансовых вливаний может подхлестнуть экономическое развитие страны. По этому показателю мы в 3-4 раза отстаем от Европы, Америки и Китая. Это значит, что за одинаковый промежуток времени в России один работник производит в 4 раза меньше продукции, чем в перечисленных странах. Хрестоматийный пример - работа бригады ЖКХ. Каждому из нас приходилось наблюдать, как коммунальные аварии устраняют один-два человека, а остальные стоят рядом, курят и что-то авторитетно советуют. Похожие вещи происходят и в промышленности. За рубежом такие ситуации невозможны.
Нам нужен командный дух
- А в какой отрасли пензенской экономики самая высокая производительность?
- Не поверите - в сельском хозяйстве. Огромный рывок был сделан благодаря новым технологиям. Например, современный комбайн заменяет 5-10 старых. Кардинально изменились и условия труда: у комбайнера в кабине и кондиционер, и музыка, и система навигации. Естественно, все это сказывается на производительности труда.
Опережая ваш вопрос, скажу, что повысить производительность труда в промышленности можно двумя путями. Первый - это модернизация производства, во время которой неизбежно будут высвобождаться люди. Поэтому этот путь может привести к социальной напряженности.
На мой взгляд, нужно двигаться по второму пути - добиваться, чтобы тоже количество работников производило больше продукции. Для этого руководителям предприятий придется организовать переобучение своих сотрудников, но это меньшее из зол. Процесс производства усовершенствуется и продукции станет выпускаться больше.
- Но тогда наверняка возникнут проблемы со сбытом.
- Верно. Поэтому должна быть разработана экспортная программа. Я считаю принципиально важным продавать пензенскую продукцию за пределы России. Пришло время поставить амбициозную цель - сделать продукцию наших предприятий экспортоориентированной. Это сложная задача, которая не решается ни за год, ни за два. Но если мы будем идти этой дорогой, то, в конечном итоге, получим сильную конкурентоспособную промышленность.
Есть еще один момент, который может сыграть положительную роль во всей этой истории. Это корпоративная культура, командный дух, если хотите. В его основе лежит принцип «Мы команда!», предполагающий коллективную ответственность (сейчас у нас повальная коллективная безответственность).
- Наши читатели наверняка скажут: «Какая культура? Зарплаты бы подняли!» И будут правы...
- На самом деле, корпоративная культура и зарплата - это звенья одной цепи. Люди должны понимать: если они всей командой работают на совесть, выпускают достойную продукцию, то и денег за свой труд они получат больше. И наоборот: если будут халтурить, то заработок упадет.
- Главное, чтобы при этом руководитель не захотел сэкономить на своих работниках...
- Вы правы: решение, принимаемое руководителем, не должно зависеть от его настроения. Но часто бывает наоборот: встал директор с правой ноги - будет премия, встал с левой - все будут оштрафованы. Если же на предприятии существует корпоративная культура, то этого не происходит.
Например, в Пензе есть завод, в котором работает гальванический цех. Производственный процесс рассчитан на изготовление определенного количества деталей. Теперь представьте ситуацию, когда вместо, скажем, ста деталей, в гальванику загружается девяносто восемь. Когда партия готова, вдруг выясняется, что без двух штук она никому не нужна и реализовать ее невозможно. Приходится снова запускать производственный процесс, но не для ста деталей, а для двух. В результате себестоимость партии вырастает в разы и ее опять никто не покупает. Это и есть коллективная безответственность: один человек перепутал количество деталей, другой не проверил, третий пустил ситуацию на самотек. В результате получилось то, что получилось.
- Согласен. Тогда такой вопрос: как нужно простимулировать пензенские предприятия, чтобы они преодолели болезнь роста и вышли на европейский уровень?
- Знаете, чем мотив отличается от стимула? Мотив - это морковка, которая висит перед носом и тебе приходится постоянно бежать, чтобы ее откусить. А стимул - это укол в пятую точку, чтобы человек не сидел на одном месте. Так вот пензенские предприятия нуждаются и в мотивации, и в стимулировании.
Кстати
Согласно данным, опубликованным на сайте правительства Пензенской области, 27% в промышленном секторе приходится на машиностроение и столько же – на пищевую промышленность, 13% занимает электроэнергетика, 10% - химические и нефтехимические производства, доля лесных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных и полиграфических предприятий составляет 8%. Оставшиеся 15% приходится на другие производства.
Отличительная черта региона - перенасыщенность не самыми крупными и не самыми технически передовыми предприятиями ВПК, оказавшимися в наиболее тяжелой экономической ситуации. Предприятия Пензы выпускают 60% от общего объема промышленной продукции, производимой в области. Они специализируются на выпуске оборудования для химической и нефтегазовой отрасли. Многие предприятия работают по заказам военных министерств России и нередко испытывают трудности с загрузкой мощностей.