Именно через фольклор, через народную песню и формируется характер русского человека. В этом уверена художественный руководитель ансамбля русской этнической музыки «Миряне» заслуженный работник культуры России Елена Пыкова.
Читателям «АиФ-Пенза» она рассказала о «закрытых» выступлениях перед политиками, о том, почему Сергей Пенкин никак не получит звание заслуженного, об улыбках Никиты Михалкова и о пензенской суровой душе.
Об Олимпийском огне и хороводах
Игорь Польских, «АиФ-Пенза»: - Елена Геннадьевна, начать беседу хочу с информации, которая стала для меня неожиданной: оказывается «Миряне» участвовали в церемонии закрытия зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Чем был обусловлен выбор вашего коллектива в качестве лица страны?
Елена Пыкова: Примерно за год до Олимпиады в Сочи проводился отборочный фестиваль, на который были приглашены коллективы со всей России, исполняющие совершенно разную музыку в различных направлениях. От Пензенской области были отобраны только «Миряне». Точное количество участников фестиваля я назвать не смогу, но примерно около тысячи. Так вышло, что выбрали нас.
- С иностранными гостями Олимпиады пообщаться удалось?
- Мы выступали на территории Олимпийской деревни. Почти все время ансамбль проводил с гостями мероприятия. Мы пели, танцевали, организовывали всевозможные игры и хороводы. Программа была составлена из песен и фольклора пензенского края. Почти каждый иностранный гость хотел сфотографироваться с нами. Сложилось впечатление, что каждый из них рядом с нами становился ребенком, отчего искренне улыбался и радовался возможности общения. Думаю, что именно улыбка была и остается единственным средством взаимопонимания между народами. Политикам стоит снова начать улыбаться друг другу.
- За участие в церемонии закрытия заплатили?
- Само участие для нас стало большим событием и подарком, который останется в памяти на всю жизнь. Нет, никакой оплаты не было. Мы выступали исключительно за честь страны, и конечно, в том числе Пензенской области.
О честности и человеческой матрице
- Вашему коллективу 30 лет – мало кто может похвастаться таким долголетием на сцене. Получается, популярность этнической, народной музыки вне времени?
- А как же может быть иначе? Народная песня, народное творчество в целом – часть жизни любого русского человека. Если отнять у него русские традиции, то он станет просто матрицей. Пустышкой. Ведь мы всегда рождались и умирали с песнями. Мы, русские, очень сентиментальные люди, уравновешенного состояния у нас мало. Мы или бурно, с поцелуями, радуемся, или, если грустим, то со слезами и объятиями. И горю, и счастью мы отдаемся одинаково эмоционально. А песня – это всегда результат работы души.
- О чем «Миряне» рассказывают слушателям?
- К сожалению, нынешняя молодежь народные песни слушать не умеет. Не искушенные в народном русском творчестве люди иногда не понимают тексты песен. Если перед исполнением людям рассказать о чем произведение, то воспринимать они его начинают иначе. К примеру, если человек слышит какую-то иностранную песню, не зная языка, то он делает вывод о том, нравится она или нет, на эмоциональном уровне. Думаю, что русскую народную песню и музыку надо воспринимать не ушами, а кожей тела. В душу она должна попадать через поры.
- Как мне представляется, этническую музыку должны исполнять люди пожилого поколения, носители этноса. Но ваш коллектив достаточно молодой…
- Когда коллектив организовывался, я была в нем самой молодой участницей. Сейчас – самая старшая. Да, правильно донести до слушателя народную музыку могут только пережившие люди. Но не обязательно именно пожилые. Ведь раньше в свадебных обрядах, например, принимали участие очень юные девушки – в песнях они выражали радость от предощущения новой, замужней, жизни, грусть от расставания с мамой и детством. Думаю, что народную песню может петь только тот, кто имеет на это право, тот, кто на себе испытал то, о чем поет.
- На мой взгляд, это нечестно. Исполнять народную песню с душой может только человек, который сам пережил то, о чем поет. А что может рассказать ребенок во взрослой песне или даже короткой частушке? Ничего.
- Как вы относитесь к коллективам, которые народную музыку переделывают на современный лад, добавляя роковые или попсовые мотивы?
- В этом ничего плохого нет. По-моему, первым коллективом, который начал это делать, стал ансамбль под управлением Дмитрия Покровского. Сколько тогда на них сыпалось ханжеской критики! Некоторые даже говорили, что «розы на навозе не растут». Но затем появились «Иван Купала» и многие другие коллективы. Думаю, что любая популяризация русской музыки – на пользу. Главное, чтобы это было сделано профессионально.
О рэкете и «Забытой мелодии для флейты»
- Популярные исполнители 90-х часто вспоминают о рэкете на эстраде, без которого была невозможна гастрольная деятельность. Коснулось ли это явление коллективов, исполняющих народную музыку?
- Это явление прошло мимо «Мирян». Преступность всегда шла туда, где деньги. А откуда они у нас? Большинство своих концертов мы даем бесплатно. Коллектив очень долгое время жил исключительно только на энтузиазме и у каждого его участника было место основной работы. Ансамбль для нас никогда не был источником дохода.
- Сейчас ситуация поменялась?
- Да, сейчас мы работаем от Пензаконцерта и, конечно, получаем существенную поддержку.
- Значит ли это, что и свобода в выборе репертуара, свобода творчества стала ограниченной?
- Деньги нас не испортили, если вы об этом. Но большое счастье, когда участники коллектива основным местом своей работы могут назвать не завод по производству, например, бетона, а Пензенскую филармонию.
- Есть мнение, что для быстрого и гарантированного получения звания, артисту надо включить в репертуар патриотические или народные песни. Может быть, нашему земляку Сергею Пенкину для получения «заслуженного» стоит начать сотрудничать с вами?
- Нет, это не совсем правильное утверждение. Возможно, что в провинциальных коллективах получить звание несколько проще, чем в столице. Потому что здесь больше находишься на виду, больше шансов добиться успеха. Сергею можно посоветовать разве что начать работать от нашей филармонии.
- Можете вспомнить какие-то особенные гастроли?
- Это были наши первые крупные гастроли в 1993 году. Мы тогда выступали почти во всех населенных пунктах от Норильска до Красноярска. А во время выездных концертов приходилось спать и на матах в школах, и на полу, и даже в палатках. Но всегда было невероятное ощущение счастья и нужности народу.
- Вспомнилась история ансамбля из фильма «Забытая мелодия для флейты», где главную роль функционера от культуры сыграл Леонид Филатов. Там народный ансамбль даже был потерян и забыт во время гастролей. Не «Миряне» ли стали прототипом?
- Нет, Рязанов снял фильм несколько раньше появления нашего коллектива. Так что, скорее, это мы повторили судьбу того забытого ансамбля. Потому что похожая история с нами была. В Красноярске получилось, что возникла проблема с билетами на самолет, и мы были вынуждены остаться в городе. В ожиданиях билетов на поезд «Мирян» разместили в школе. Денег практически не имелось, есть было нечего, но помогли участники других ансамблей, проплывавших по Енисею, которые принесли нам какие-то продукты.
- Можно ли выделить какие-то особенные для пензенского региона, присущие только нам, народные традиции или свойства характера коренных жителей?
- Наша область - потрясающая во всех смыслах. У нас очень красивые люди! Но мы строгие и серьезные по мимике. Обратите внимание на улице – почти каждый идет погруженный в себя. Это не злость, это – задумчивость в необходимости решения насущных проблем. Но стоит этому человеку улыбнуться, как он тут же открывается и, словно весенний цветочек, распускается. И еще у нас есть одна особенность: если нас попросят что-то сделать бесплатно, то, осознавая свою надобность, мы сделаем это с удовольствием.
О закрытых вечеринках и глухомани
- На сайте Ростуризма я увидел, что несколько лет назад наша область была включена в программу «Глухомань. go». Не обидное ли название?
- Никакая мы не глухомань! Эта параллель мне непонятна. Пусть те, кто такие программы создает, приедут к нам хотя бы на неделю, и потом посмотрим, как их мнение изменится.
- Сталин любил приглашать на застолья народные коллективы. Сейчас эта традиция в прошлом? Случалось ли «Мирянам» выступать перед представителями власти на закрытых мероприятиях?
- Да, такие выступления были. «Миряне» выступали на банкетах перед гостями региона, разными делегациями. Но кто конкретно это был – я не помню.
- Скромничаете или это тайна? Присутствовал ли президент?
- Правда, не помню... Просто таких выступлений, как и встреч у трапа, было много. Например, мы встречали Никиту Михалкова, пели. Он очень обрадовался такому теплому приему, много улыбался. Мы были и остаемся визитной карточкой Пензенской области.
- При подготовке к разговору с вами я не нашел информации о зарубежных гастролях «Мирян». Может, плохо искал?
- Раньше мы часто были за границей – в Венгрии, в Польше, в Сербии и многих других странах. Последнее время зарубежных поездок почти нет.
- Получается, что русская песня, народная культура, тоже под санкциями?
- Никакими санкциями русскую душу не ограничить! Во всем мире так много русских людей, которые продолжают любить свою культуру, следовать своим исконным традициям, что никакое ограничение не сработает.
- В одной из песен «Мирян» есть строки «…сквозь боль разрывали казенные цепи…» Так удалось сквозь ту самую боль «подняться до самого неба»?
- Я, как и все участники коллектива, поднимаюсь на небо, когда со сцены во время выступления вижу глаза наших зрителей, когда вижу в них радость, слезы, переживания. Небо для нас – счастливая улыбка зрителя.