О том, трудно ли российскому режиссеру-дебютанту угодить иностранной публике, корреспондент «АиФ» выяснял у Романа Волкова.
Слезы как награда
Лимассол - город курортный, пляжный, театральными постановками публика не избалована. Поэтому начинающий режиссер счел Кипр, куда занесла его судьба, подходящей площадкой для воплощения своих творческих замыслов. Правда, спектаклю, в котором задействованы всего три актрисы, нужна была соответствующая сцена.
«Здесь есть театр «Реалто» - аналог Пензенского областного драматического, в классическом стиле, с колоннами, куда приходят в костюмах и вечерних платьях. Зал - на 500 мест, мы боялись, что столько не наберем, да и аренда была дорогой, - рассказывает Роман Волков, режиссер «Песен слёз», которые показали кипрской русскоязычной публике неделю назад. - Есть и маленькие театрики, но наша постановка проходила в арт-галерее, расположенной в старинном особняке. Спектакль играли в обычной комнате, где стояли 50 стульев. Но, по просьбам зрителей, мы уже давали «Песни слёз» дважды, сыграем и в третий раз».
Спектакль получился камерным. На сцене были всего три актрисы, рассказывающие три женских истории одной когда-то дружной семьи, и арфистка, вносившая в них еще больше пронзительности музыкальным сопровождением в их монологи.
Реакция зрителя режиссера немного удивила. Пьеса польского драматурга Кшиштофа Бизе «Рыдания», на основе которой были созданы «Песни слёз» Романа Волкова - произведение откровенно тяжелое. Поэтому он делал не трагедию в чистом виде, а трагикомедию - метания по параболе, от страшного к смешному. Однако зал не смеялся. То ли настолько серьезным оказался кипрский зритель, то ли недостаточно раскрепощенным. Зато в трагические моменты публика по-настоящему плакала. Это стало для режиссера спектакля лучшей оценкой того, что постановка удалась.
«Для меня главной наградой были слезы публики, поскольку сам я человек очень эмоциональный, с оголенными нервами, сам часто плакал на репетиции, - признается Роман Волков. - Хотя нам и аплодировали достаточно долго, и на поклон мы всей труппой выходили, и цветы нам принесли».
Переключатели души
К тому, какими должны были в итоге получиться «Песни слёз», и режиссер, и артистки пришли не сразу. Роман Волков говорит, что премьера стала чуть ли не генеральной репетицией - многие нюансы, благодаря которой героини пьесы получились по-настоящему живыми, родились у труппы буквально накануне выхода к публике.
«Я в этой постановке добавил пьесе Бизе «луч света в темном царстве», она абсолютно беспросветная была, - делится ощущениями режиссер. - К тому же мы сильно переделывали текст, для динамики разбили его на несколько частей и перемешали - получился не то, что бы диалог, а ряд монологов, где никто никого не слушает - в этом и весь ужас происходящего, наверное. И всякий раз мы находили в каждой фразе какие-то дополнительные подтексты, объясняющие, как это надо играть».
Роман делился своими находками с московскими театральными деятелями– те назвали подход, когда режиссер показывает артистам, как именно они должны играть, дилетантским.
«Я понял, что настоящий режиссер должен не поучать артиста, а провоцировать его на эмоцию, которая «высветит» всю сцену. Это очень мне помогло. Нужно стараться найти в душе какие-то переключатели, правильно их повернуть, и если все это искренне – будет именно то, что нужно», - говорит Волков.
Сыграло свою роль и отличное взаимопонимание труппы. При обсуждении спорных моментов при трактовке образов героинь Волков часто принимал сторону артисток. Режиссерской диктатуры не было.
Дон Гуан как зеркало современности
Сейчас кипрская труппа планирует сделать в своей сценической деятельности перерыв. В Лимассоле грядет карнавал, киприоты будут веселиться, публике на время будет не до театра.
Тем временем, труппа Романа Волкова, отправившаяся в творческий отпуск, подумает о расширении репертуара. На классику замахиваться не будут, но к произведениям современной драматургии присмотрятся пристальней.
«Я очень рад, что встретил этих девушек, – говорит о своих артистках режиссер – рад, что мы подружились, что нас можно назвать маленькой семьей. У меня, можно сказать, европейский театр – актеры собрались из трех стран: России, Украины, Белоруссии».
Волков подумывает поставить собственную пьесу. И, хотя в основе ее сюжета - абсолютно классическая история, автор уверяет, что его «Дон Гуан» - актуален и современен.
«Мой Дон Гуан - стареющий, сломленный, готовый сдаться, - рассказывает Роман Волков. – Я вложил в него очень много личных переживаний. И, по большому счету, за промчавшиеся века в мире мало что изменилось. Суд остался прежним, инквизицию заменили органы госбезопасности, человеческие страсти те же. Я хотел бы сам сыграть Гуана, но выступать одновременно и режиссером, и исполнителем главной роли будет слишком тяжело. Возможно, позже найдем актера на эту роль».
Верхом своих мечтаний Роман Волков называет показ своего спектакля в Пензе. Он говорит, что очень любит родной город. Кроме того, по его мнению, местная театральная жизнь очень нуждается в притоке свежей крови.