Примерное время чтения: 5 минут
214

Музыка блокады. Борис Хайкин - лучший исполнитель «Седьмой симфонии»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Пенза 15/12/2021
Седьмая симфония
Седьмая симфония Кадр из фильма

К 80-летию начала блокады Ленинграда режиссер Александр Котт выпустил сериал «Седьмая симфония». В нем не без отступлений от истории рассказывается о подвижническом подвиге дирижера Карла Элиасберга и музыкантов, которые, мучимые голодом и холодом, репетируют «Седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. Ее создали специально для поднятия боевого духа ленинградцев.

Карл Элиасберг первый, но не единственный исполнил произведение Шостаковича в годы войны: симфония была включена в репертуар в Новосибирске оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского и в Куйбышеве - оркестром Большого театра под управлением С. А. Самосуда. А самое талантливое исполнение, по мнению самого автора, было у Бориса Хайкина.

Борис Эммануилович дирижировал Седьмой симфонией в начале 1943 года с оркестром Ленинградского Малого театра оперы и балета в Чкалове (ныне Оренбург), куда театр был эвакуирован, а затем выступил с этой симфонией в Москве с Госоркестром. На репетициях и на концерте присутствовал Дмитрий Шостакович. Автор дал свою оценку, что «лучше невозможно себе представить», и заключил: «Москва такого исполнения еще не слышала». Борис Хайкин исполнял симфонию и на двадцатипятилетие со дня снятия блокады, так как Элиасберг по каким-то мотивам отказался дирижировать.

Звезда мировой величины

Музыкальный путь Хайкина феноменален, а начинался он в Пензе. С 1915-го по 1919-й годы Борис Эммануилович обучался в музыкальном училище Пензы в классе Л.С. Шора. В экзаменационном журнале есть запись от января 1916 года: «Способности прекрасные. Абсолютный слух. Прекрасная память».

Окончив блестяще Московскую консерваторию, он был удостоен высшей почести для выпускника - занесение на Мраморную доску почета, увенчанную именами Рахманинова, Скрябина, Неждановой и др. Он оказался первым дипломированным дирижером, которого сразу же порекомендовали в оперный театр им. К.С. Станиславского, где Борис Эммануилович поставил ряд оперных спектаклей.

Восемь лет в оперном театре им. К.С. Станиславского, семь лет – в Ленинградском Малом оперном театре (ныне Михайловский), 11 лет – в Ленинградском театре оперы и балета им С.М. Кирова (ныне Мариинский), более 20 лет - в Большом театре, постановки в Европе - всего более 50 сезонов непрерывной работы в качестве дирижера. Лишь в Большом театре Борис Эммануилович дал 170 концертов. Он состоял профессором Московской и Ленинградской консерваторий. Был дружен с крупнейшими композиторами и театральными режиссерами страны, исполнял произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева (при личном присутствии авторов), Д.Б. Кабалевского, И.И. Дзержинского и других.

В каждой шутке…

Хайкин обладал тончайшим чувством юмора и самоиронией. Известный факт, описанный в воспоминаниях А. Агамирова: после дебюта Мстислава Ростроповича с «Евгением Онегиным» на сцену из директорской ложи был приглашен уже преклонного возраста Борис Эммануилович, сорвавший шквал аплодисментов, на что, в свойственной ему манере, отозвался: «…публика увидела седого человека в пиджаке и, очевидно, приняла меня за Чайковского». Этим он вызвал аплодисменты уже и на сцене.

Молодой Борис Хайкин успел поработать с Всеволодом Мейерхольдом в театре им. К.С. Станиславского. Дирижер благоговел перед талантом Всеволода Эмильевича, который на тот момент был вдвое старше, и слава о нем гремела на всю Европу, но острый на язык Хайкин высказал постановщику оперы «Пиковая дама», что от Чайковского там не осталось ничего. Мейерхольд нервно сослался на то, что с режиссером все было обговорено заранее - ему дали полную свободу творческой мысли. В итоге, «Пиковая дама» шла с успехом, а Хайкин отметил для себя, что «удивительное действительно получилось, но только для тех, кто не знает оперы Чайковского».

Лирик и физик

Не менее знаменитый, чем Борис Эммануилович Хайкин, его старший брат - Семен Эммануилович. Он стал профессором МГУ, автором учебников по физике и механике, один из основоположников радиоастрономии. В 2021 году исполнилось 120 лет со дня его рождения. К этой дате сотрудниками МГУ выпущен двухтомник «Семен Эммануилович Хайкин: ученый и педагог» с подробным описанием его жизни, в том числе и пензенским периодом, семейными фотографиями, на которых присутствует и Борис Эммануилович.

Братья не теряли связи и общались в течение жизни.

Борис Хайкин никогда не забывал сурский край. В 1953 году к 75-летию музыкального училища он передавал горячие поздравления, особенно Ф. П. Вазерскому.

Дирижер переписывался с пензенским журналистом В.И. Нуждовым. В газете «Пензенская правда» от 9 августа 1972 года корреспондент опубликовал статью о присвоении Б.Э. Хайкину звания народного артиста СССР. Там он называет Бориса Эммануиловича «питомцем нашего училища», коллектив которого может гордиться, что «в его стенах воспитался» трижды лауреат Государственной премии СССР.

С его именем связано становление всей советской дирижерской школы. И в XXI веке выступления Хайкина считаются одними из лучших: в 2014 году французские музыкальные журналы особенно выделили оперу «Пиковая дама» -  диск с записью 1967 года получил награду «Золотой камертон» журнала «Диапазон». А диск с записью оперы «Демон» (1974) победил в номинации «Шок» журнала «Классик».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах